Как изменяется запас хода электромобиля в зимний период?
В зимний период запас хода электромобиля существенно снижается, что объясняется физическими свойствами литий-ионных батарей и особенностями эксплуатации автомобиля в условиях низких температур. Согласно исследованиям Американской автомобильной ассоциации (AAA) и Норвежского дорожного института (NPRA), среднее снижение пробега может составлять от 15 до 30%, а в отдельных случаях – превышать 40%
Литий-ионные батареи наиболее эффективно работают в температурном диапазоне +15…+30°C. При охлаждении ниже 0°C уменьшается скорость химических реакций, возрастает внутреннее сопротивление ячеек и падает напряжение при разряде. Все это приводит к потере емкости даже при наличии полного заряда. То есть батарея физически не способна отдать столько энергии, сколько при теплой погоде
Дополнительно увеличивается потребление энергии на нужды обогрева – салона, сидений, руля, зеркал, лобового стекла. В холодное время года электромобиль не имеет источника «бесплатного» тепла, как в авто с ДВС, где обогрев идет за счет теплоотдачи двигателя. В электрокарах для этого используется энергия из аккумулятора. Если автомобиль не оборудован тепловым насосом, расходы могут вырасти в разы
Снижение запаса хода также обусловлено более высоким сопротивлением качению на холодных шинах, использованием зимней резины, меньшей эффективностью рекуперации при скользком покрытии и ограниченной работе тормозной системы. Кроме того, в условиях снега и гололеда часто возрастает время поездки, а значит, и общая нагрузка на батарею
На украинском рынке ситуация имеет свои особенности. Например, в зимних условиях на западе или севере Украины (температуры -10…-20°C) Tesla Model Y Long Range вместо 500 км на одном заряде может преодолевать 340-380 км. Renault Zoe – с 300 км уменьшается до 200-220 км, а Nissan Leaf первого поколения – до 70-90 км
Чтобы минимизировать потери пробега, важно использовать предварительный прогрев автомобиля во время зарядки (preconditioning), следить за давлением в шинах, отдавать предпочтение локальному обогреву (сиденья, руль) и использовать режим ECO. Тепловой насос в комплектации также существенно повышает энергоэффективность отопления
Стоит отметить, что современные электромобили постепенно адаптируются к зимним условиям. Украинские водители все чаще выбирают модели с тепловыми насосами, предпусковым подогревом, функцией быстрой зарядки и обновлением программного обеспечения, которое оптимизирует работу батареи в холодное время. Расширение зарядной инфраструктуры, в частности распространение скоростных станций, также способствует комфортному пользованию электромобилей зимой
Итак, хотя зима и влияет на запас хода электромобиля, для подготовленного владельца это не является препятствием. При надлежащем уходе, грамотном планировании маршрута и понимании особенностей электротранспорта, электромобиль остается эффективным и надежным средством передвижения даже в морозную погоду