Какие особенности эксплуатации электромобиля во время длительного простоя?
Длительный простой электромобиля имеет свои особенности по сравнению с автомобилем на горючем, главным образом из-за требований к сохранению состояния высоковольтной аккумуляторной батареи – самого дорогого компонента. Даже когда автомобиль не используется, батарея может постепенно терять заряд из-за природного саморазряда и энергопотребления бортовых систем (работающих в фоновом режиме для поддержания связи, сигнализации и т.п.). Воздействие экстремальных температур – как сильной жары, так и мороза – может ускорять потерю заряда и потенциально влиять на состояние батареи. Неправильная подготовка к простою может привести к преждевременной деградации батареи, чрезмерному разряду и другим проблемам с электроникой
Для сохранения здоровья батареи во время длительного хранения (несколько недель или месяцев) критически важно поддерживать ее уровень заряда в оптимальном диапазоне – от 40% – до 60%. Избегайте оставлять машину надолго как с полностью заряженной (100%), так и почти полностью разряженной (около 0%) батареей, поскольку это создает дополнительную нагрузку и вредит ее химической стабильности. Идеальным местом хранения является прохладное, сухое помещение, защищенное от прямых солнечных лучей и экстремальных температур. Температура в диапазоне от +5°C до +25°C является наиболее благоприятной для батареи во время простоя
Чтобы минимизировать потерю заряда во время простоя, выключите все функции, активно потребляющие энергию в фоновом режиме: “sentry mode”, автоматические обновления программного обеспечения, предварительный подогрев/охлаждение салона по расписанию, режим постоянного интернет-соединения, если они не нужны. Некоторые модели электромобилей (например, Tesla или Porsche Taycan) имеют специальный режим хранения (Storage Mode) – активируйте его, поскольку он оптимизирует системы авто для минимального потребления энергии во время длительного простоя. Если простой длится больше месяца, рекомендуется раз в 2-3 недели проверять уровень заряда батареи и при необходимости подзарядить ее до рекомендуемого уровня (40% – 60%), чтобы не допустить критического разряда
Хотя главное внимание уделяется высоковольтной батарее, не забывайте о стандартных для любого авто аспектах длительного хранения: для очень длительного простоя можно рассмотреть установку авто на подпорки, чтобы избежать деформации шин, и время от времени сдвигать авто с места (например, раз в месяц), чтобы предотвратить коррозию тормозных дисков. Несоблюдение правил хранения, особенно поддержание минимального уровня заряда, может привести к глубокому разряду высоковольтной батареи. В таком состоянии она может получить необратимые повреждения, что приведет к существенной потере емкости или даже необходимости полной очень дорогой замены. Например, по информации от Tesla, полностью разряженный электромобиль, оставленный без питания надолго, может потребовать замены всей батареи, стоимость которой может превышать $10 000. Также глубокий разряд высоковольтной батареи может привести к сбоям в работе 12В системы и другой электроники автомобиля
Соблюдение этих простых рекомендаций по уровню заряда батареи, условий хранения и минимизации энергопотребления поможет сохранить здоровье аккумулятора и работоспособность электромобиля даже после длительного перерыва в эксплуатации. Авто будет готово к использованию без неприятных сюрпризов, а батарея прослужит дольше без значительной потери эффективности