Являются ли электромобили действительно нулевыми по выбросам, учитывая производство и утилизацию?
Электромобили считаются нулевыми по выбросам при эксплуатации, поскольку они не сжигают топливо и не выделяют углекислый газ (CO₂) или другие вредные вещества во время движения. Однако, если учитывать полный жизненный цикл – от производства до утилизации – электромобили не являются абсолютно нулевыми по выбросам
1. Производство электромобилей и аккумуляторов. Наибольшие выбросы СО₂ происходят при производстве аккумуляторных батарей. Добыча и переработка сырья для литий-ионных аккумуляторов, таких как литий, кобальт и никель, требуют значительных энергетических ресурсов и могут создавать экологическую нагрузку, в частности на водные ресурсы и почвы. Также производство батарей часто зависит от энергии, полученной из ископаемых источников в странах, где расположены заводы. Это увеличивает выбросы на этапе изготовления электромобиля, делая его углеродный след выше, чем у традиционных автомобилей на момент выезда с завода;
2. Эксплуатация электромобилей. В процессе эксплуатации электромобили не генерируют выхлопных газов, однако их реальное влияние на окружающую среду зависит от источников электроэнергии, которые используются для зарядки. Если электроэнергия производится из угля или природного газа, выбросы СО₂ при ее генерации могут быть значительными. Зато при использовании возобновляемых источников энергии (солнечной, ветровой или гидроэлектроэнергии) экологическое преимущество электромобилей возрастает;
3. Утилизация и рециклинг батарей. Процесс утилизации аккумуляторов остается вызовом для отрасли. Современные технологии переработки пока не обеспечивают 100% восстановления материалов, а неправильная утилизация батарей может привести к загрязнению тяжелыми металлами. Тем не менее индустрия активно работает над созданием замкнутых циклов производства, когда аккумуляторы перерабатываются для повторного использования в новых батареях или для стационарного хранения энергии
Электромобили не являются полностью нулевыми по выбросам, если учитывать весь жизненный цикл, однако они имеют более низкий общий углеродный след по сравнению с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. С развитием технологий аккумуляторов, увеличением доли возобновляемых источников энергии и совершенствованием процессов переработки батарей электромобили постепенно приближаются к углеродной нейтральности