Электромобили набирают обороты, и уже в ближайшее десятилетие миллионы отслуживших свое аккумуляторов станут серьезным вызовом для экологов, инженеров и производителей. Ведь неправильная утилизация таких батарей способна вызвать химическую катастрофу в миниатюре. Именно поэтому ученые по всему миру активно работают над эффективными технологиями переработки, которые смогут вернуть драгоценные металлы в производственный цикл
Революционный прорыв в переработке электромобильных батарей
И вот, кажется, прорыв не заставил себя ждать: исследователи из Китая сообщили о разработке метода, который позволяет вернуть 99,99% лития из использованных батарей, а также 97% никеля, 92% кобальта и 91% марганца. Об этом сообщило издание The Independent со ссылкой на научную статью в авторитетном журнале Angewandte Chemie

Ключ к успеху – метод, получивший название «нейтральное выщелачивание». В отличие от традиционной технологии с использованием аминокислот, которая нередко вызывает побочные реакции и экологические проблемы, новый подход основывается на применении нейтрального раствора, что уменьшает риски и упрощает процесс. Бонус – скорость: извлечение всех основных металлов занимает всего 15 минут
Экологичнее, дешевле, быстрее – и без токсичных сюрпризов
Ученые также использовали глицин – простую, но эффективную аминокислоту, – которая помогла избежать нежелательных химических реакций и дополнительных затрат. Как следствие, снижаются затраты на переработку и практически полностью устраняется риск образования токсичных отходов

Исследование стало результатом сотрудничества нескольких китайских научных институтов: Центрально-Южного университета в Чанша, Нормального университета провинции Гуйчжоу и Национального инженерного центра по передовым энергосберегающим материалам.
Хотя пока речь идет о лабораторных экспериментах, потенциал этой технологии – колоссальный. Рынок переработки аккумуляторов еще недостаточно развит, но уже обещает миллиардные прибыли. К тому же, аккумуляторы, созданные из переработанных материалов, могут быть значительно дешевле. Важный нюанс: по Inflation Reduction Act в США, батареи, переработанные на территории страны, признаются «американскими», а значит, имеют право на государственные субсидии, независимо от того, откуда происходил оригинальный материал

Глобальные перспективы и американские амбиции в области рециклинга
Интерес к рынку растет. В августе Министерство энергетики США предоставило $475 миллионов в виде кредита компании Li-Cycle для строительства завода в штате Нью-Йорк. Еще $2 миллиарда в виде условного финансирования получила компания Redwood Materials, возглавляемая бывшим топ-менеджером Tesla, для проекта в Неваде. А Ascend Elements – $480 миллионов на новую фабрику в Кентукки
Это лишь верхушка айсберга – в процессе подготовки десятки других проектов. И даже если государственное финансирование электромобилей сократится, новые пошлины усложнят импорт, а налоговые льготы будут пересмотрены, батарейная индустрия уже набрала критическую массу для роста
Более того, аккумуляторы нужны не только для электромобилей, но и для гибридов, беспилотников, роботов и систем хранения энергии, в частности от возобновляемых источников. То есть, спрос на них будет расти независимо от доли рынка электрокаров
И наконец, если удастся масштабировать технологию «нейтрального выщелачивания», то не только электромобили станут доступными, но и вся отрасль получит экологически чистый и экономически выгодный цикл – от источника к розетке, а затем обратно в батарею
Читать дальше
Похожие записиМногие годы в соцсетях любили пугать всех разговорами о том, что аккумуляторы в электромобилях быстро умирают, как батарея в смартфоне через три года. Казалось, электрокары обречены терять свою эффективность и становиться почти бесполезными после нескольких сезонов эксплуатации. Новые данные свидетельствуют об обратном. Современные технологии аккумуляторов оказались гораздо более долговечными, чем предполагали даже инженеры Шведская компания […]
27 October 2025
С виду Munro M280 будто сошел с конвейера в 1985 году Квадратный кузов, простые формы, атмосферный дух классического Land Rover Defender. Но под этим «олдскульным» корпусом скрыта современная электрическая силовая установка и мощное оборудование для настоящего бездорожья Сегодня на рынке появляется все больше электромобилей, успешно конкурирующих с авто на ДВС, предназначенных для сурового бездорожья. Электродвигатели […]
27 October 2025
Рынок электромобилей в США переживает не самый простой период. Политика, вновь способствующая традиционному топливу, а также отмена федеральной налоговой льготы на электромобили уменьшили спрос. Некоторые производители просматривают свои планы, приостанавливают анонсированные модели или уменьшают масштаб проектов, которые еще вчера казались безусловными Jeep, однако, не собирается сдаваться После того как Stellantis отказался от электрической версии пикапа […]
27 October 2025
Читать дальше
Больше об этой теме в нашем блоге