Почти все новые машины в стране уже работают на электротяге, поэтому правительство начинает постепенное сворачивание государственных льгот. План предусматривает снижение порога для освобождения от налога на добавленную стоимость в 2026 году и полной отмены этой льготы в 2027-м. Министр финансов заявил, что страна достигла цели сделать все новые легковые автомобили электрическими к 2025 году, и теперь пора переходить к новому этапу
Норвегия стала мировым примером скорой электромобильной революции
Благодаря налоговым льготам, отсутствию пошлин и отмене дорожных сборов покупатели получили мощный стимул для перехода на электротранспорт. В последние годы продажи электромобилей не только превысили продажи авто с двигателями внутреннего сгорания, но и достигли рекордных показателей — в сентябре 98,3% новых авто были полностью электрическими. Такая динамика доказала эффективность избранной политики, а государство постепенно отказывается от финансовой поддержки, ведь цель достигнута

Экономический эффект этих льгот для потребителей был колоссальным
Покупатели новых электромобилей освобождались от НДС, который в Норвегии составляет 25%. Например, приобретя автомобиль стоимостью 500 000 крон (около $49 600), покупатель экономил более 125 000 крон на налогах. Такое преимущество сделало электрокары доступными даже в премиальном сегменте. В то же время авто дороже 500 000 крон уже облагаются налогом частично: за каждую сумму свыше этого порог уплачивается стандартный НДС
В 2025 году планируется новое снижение предела освобождения от налога — льгота сохранится только для электромобилей дешевле 300 000 крон (примерно $29 800). Это означает, что большинство самых популярных моделей лишатся права на увольнение, и конечная цена для потребителей заметно возрастет. Правительство считает, что теперь рынок электромобилей в Норвегии достаточно зрел, чтобы функционировать без государственной поддержки

Впрочем, не все с этим согласны. Норвежская ассоциация электромобилей призывает не торопиться с отменой стимулов. Организация отмечает, что хотя новые продажи доминируют в секторе электромобилей, около 70% всех автомобилей на дорогах страны все еще работают на бензине или дизеле. Чтобы заменить этот автопарк, понадобятся годы, и полный отказ от поддержки может замедлить темпы обновления
Пример Норвегии показывает, насколько эффективными могут быть налоговые стимулы
В США, например, отмена федеральной льготы в размере $7500 стала преждевременной, ведь рынок там еще не достиг массового уровня перехода. В Европе ситуация разная: Германия планирует ввести новую программу субсидий на покупку электромобилей с 2026 года – до 4000 евро, но только для покупателей с более низким уровнем доходов. В других странах, таких как Франция, Италия или Румыния, действуют программы поддержки до 10 000 евро, хотя иногда они предусматривают обязательную утилизацию подержанного автомобиля. Украина отказывается от льгот на электромобили для населения с 2026 года, вероятно, из-за давления нефтяного лобби под лозунгом пополнения бюджета

Норвегия доказала, что электромобиль может стать не исключением, а нормой
Ее опыт показывает, как системная государственная политика и выгодные стимулы способны изменить транспортную культуру страны всего за десятилетия. Следующим вызовом станет обновление старого автопарка и развитие инфраструктуры, чтобы каждый норвежец мог заряжать свой электромобиль быстро, удобно и без дополнительных затрат
Читать дальше
Похожие записиБлагодаря AI сложные и долгие процессы упрощаются, а время разработки заметно сокращается. Чтобы проверить возможности новой технологии на практике, один профессиональный дизайнер поставил себе амбициозную задачу – за один день создать полноценный концепт-кар, начиная с нескольких эскизов от руки и завершая фотореалистичными изображениями, сгенерированными исключительно с помощью ИИ Автором эксперимента стал Антонен Коэн, французский автомобильный […]
14 декабря 2025
Инженеры BMW работают в ускоренном режиме, ведь до конца 2027 компания планирует вывести на рынок около сорока новых или глубоко обновленных моделей Neue Klasse. Среди них оказался следующий X7, который недавно был замечен во время тестов в Германии. Под камуфляжем автомобиль выглядит как легкий рестайлинг, но на самом деле речь идет о полноценной смене поколения. […]
14 декабря 2025
Компания Unplugged Performance представила новые кованые колеса, разработанные специально для электрического пикапа Tesla. Производитель обещает высокую прочность, надежную защиту от бордюров и характеристики, близкие к заводским решениям Unplugged Performance известна своими громкими заявлениями В начале года компания назвала свои колеса Road Warrior для Tesla Model 3 и Model Y первыми в мире «уничтоженными». Теперь инженеры […]
14 декабря 2025
Читать дальше
Больше об этой теме в нашем блоге