Рынок электромобилей в Европе: итоги года и ТОП-5 электрокаров
Несмотря на то, что 2024 год выдался непростым для европейского авторынка, Tesla Model Y снова стала самым продаваемым электромобилем региона, хоть и с падением продаж на 17% – до 209 214 единиц. Вторую позицию занял седан Tesla Model 3 с 112 789 зарегистрированными авто (+12% к 2023 году). Однако самый большой прорыв года совершил Volvo EX30 – самый маленький и доступный электрокар шведского бренда, обеспечивший себе третье место в рейтинге с 78 032 регистрациями
Сегмент электромобилей в Европе в целом претерпел незначительное снижение – количество новых регистраций упало на 1% по сравнению с 2023 годом. Общая доля BEV (Battery Electric Vehicle) на рынке сократилась до 13,6% (против 14,6% в 2023-м), а PHEV (Plug-in Hybrid Electric Vehicle) – до 7,1% (против 7,7%). В то же время спрос на гибриды вырос, став единственной категорией с положительной динамикой
ТОП-5 бестселлеров электромобилей в Европе в 2024 году:
- 1️⃣ Tesla Model Y – 209 214 шт. (-17%)
- 2️⃣ Tesla Model 3 – 112 789 шт. (+12%)
- 3️⃣ Volvo EX30 – 78 032 шт. (новинка)
- 4️⃣ Skoda Enyaq – 68 874 шт. (+4%)
- 5️⃣ Volkswagen ID.4 – 64 756 шт. (-24%)
Среди наибольшего роста в рейтинге – Mercedes-Benz EQB (+58%), а наибольший спад потерпел Фиат 500е (-53%)
Почему продажи EV замедлились?
Несмотря на государственные субсидии и налоговые льготы, электромобили все еще составляют менее 2% от общего количества авто в Европе. По оценкам ACEA (Ассоциация европейских автопроизводителей), в 2023 году в ЕС было 248,8 млн автомобилей, из которых BEV – лишь 1,8%. Если учитывать Европейскую экономическую зону (EFTA) и Великобританию, то количество машин на европейских дорогах достигло 294,4 млн единиц
Одной из причин медленного роста EV является стремительный рост цен на новые авто, что заставляет европейцев дольше хранить старые машины. Средний возраст авто в ЕС – 12,5 лет, а в Греции – рекордные 17,5 лет. Самый новый автопарк в Люксембурге – всего 8 лет.
Уровень автомобилизации также различается:
- Италия – 694 авто на 1000 жителей (больше всего в Европе);
- Латвия – 381 авто на 1000 человек (меньше всего)
Европейцы проезжают в среднем 12 346 км в год, но этот показатель варьируется в зависимости от страны
Что ждет рынок электромобилей в ближайшие годы?
ЕС планирует запретить продажу авто с ДВС к 2035 году, но пока этот переход выглядит долговременным процессом. Уже в 2025 году автопроизводители сталкиваются с жесткими экологическими стандартами – в случае их превышения компании будут платить миллиардные штрафы. Volkswagen уже заявил, что может заплатить до 1,5 млрд евро штрафа за несоответствие нормам в 2025 году
Несмотря на это, автопроизводители сталкиваются со сложностями снижения себестоимости электрокаров, и высокие цены остаются барьером для массового перехода на EV
2024 год показал, что рынок электромобилей в Европе достиг этапа стабилизации, но еще не готов к резкому росту. Главными вызовами остаются стоимость электромобилей, скорость расширения зарядной инфраструктуры и реальный спрос среди водителей. Поэтому, несмотря на амбициозные цели ЕС, полный переход на электротранспорт может занять десятилетия