В Норвегии разразился скандал вокруг безопасности общественного транспорта после того, как перевозчик Ruter обнаружил: электробусы китайского производства могут быть удаленно управляемыми из-за рубежа. Внутри системы нашли SIM-карты, позволяющие производителю – компании Yutong – получать доступ к транспортным средствам через интернет
Проверку провела транспортная компания Ruter, отвечающая за общественные перевозки в Осло и близлежащем регионе
Тест проводили в закрытом помещении без внешней связи, где сравнивали два автобуса – нидерландский и китайский. Именно в автобусе Yutong эксперты обнаружили румынские SIM-карты, скрытые в системе
Производитель объяснил, что эти карты необходимы для обновления программного обеспечения и диагностики технических неисправностей. Однако специалисты по безопасности предупредили, что такая связь открывает возможность выключать автобусы или блокировать их работу удаленно даже с территории Китая
Ruter отмечает, что никаких случаев злонамеренного вмешательства не зафиксировано, но факт наличия дистанционного доступа уже сам по себе вызывал беспокойство

Киберугроза для общественного транспорта
Выявление потенциальной уязвимости стало частью большой проверки кибербезопасности электротранспорта в стране. Директор Ruter Бернт Рейтан Йенссен подчеркнул, что компания переходит «от беспокойства к конкретным действиям», вводя новые протоколы безопасности и пересматривая требования к поставщикам, чтобы обеспечить полный локальный контроль над всеми транспортными средствами
Среди новых мероприятий – создание внутренних брандмауэров, изоляция автобусов от облачных систем, а также сотрудничество с правительственными структурами для усиления стандартов киберзащиты по всему транспортному сектору
Министр транспорта Норвегии Йон-Ивар Нюгорд поддержал инициативу Ruter, заявив в интервью NRK, что правительство начало пересмотр уровня риска, связанного с поставщиками из стран, не входящих в альянсы безопасности Норвегии. По его словам, государство намерено совместно с транспортными операторами уменьшить зависимость от иностранных производителей и укрепить контроль над критической инфраструктурой
На сегодняшний день в Норвегии эксплуатируют около 1300 электробусов, и примерно 850 из них — китайские Yutong. Только в Осло и регионе Акерсгус ежедневно на линии выходит более 300 таких машин
Эксперты отмечают: риск фактического удаленного отключения автобусов минимален, однако ситуация поднимает серьезный вопрос — может ли иностранный производитель иметь контроль над критическими системами общественного транспорта

«Маловероятно, что кто-то использует эту возможность злонамеренно, но это не значит, что можно относиться к ней легкомысленно», — отметил Йенссен
После расследования Ruter начала извлекать SIM-карты из автобусов, чтобы полностью отсоединить их от внешних сетей и гарантировать автономность работы. Теперь каждый автобус работает локально, без удаленного доступа со стороны производителя
Ситуация стала толчком к большему пересмотру политики закупок транспорта в Норвегии, особенно когда речь идет о технике из стран, где стандарты кибербезопасности отличаются от европейских
История с автобусами Yutong в Норвегии показала, насколько уязвима может быть транспортная система в мире, где все больше техники подключено к интернету. Даже обычные автобусы могут стать потенциальными объектами киберриска. Теперь Норвегия стремится не только обезопасить свой транспорт, но и подать пример другим европейским странам по вопросам киберзащиты общественного транспорта
Читать дальше
Похожие записиMercedes-Benz намеренно разбил электрический грузовик eActros 600 – и вот что произошло с его батареей Немецкий автогигант Mercedes-Benz Trucks решил проверить, насколько безопасен его новый флагманский электрогрузовик eActros 600. Для этого инженеры провели серию краш-тестов и даже намеренно устроили столкновения, чтобы увидеть, как ведет себя гигантская батарея емкостью 621 кВт В ходе испытания специалисты имитировали […]
7 November 2025
Немецкий автогигант BMW сделал очередной шаг к будущему без редких электролитов, привлекая к сотрудничеству корейскую компанию Samsung SDI — одного из лидеров мирового рынка аккумуляторов. Новое партнерство призвано ускорить разработку и тестирование твердотельных аккумуляторов (solid-state batteries), которые могут полностью изменить представление об электромобилях BMW уже проводит испытания прототипа BMW i7, оснащенного твердотельной батареей, созданной в […]
7 November 2025
Американский производитель электромобилей Rivian раскрыл новые детали о своем важнейшем проекте — R2, среднеразмерном электрическом внедорожнике, который должен стать массовым и доступным. Компания делает ставку на новую технологию двусторонней зарядки, благодаря которой автомобиль сможет не только заряжаться от сети, но и питать электроэнергией Сердце системы – энергетический модуль управления (Energy Management Control Module), расположенный в […]
7 November 2025
Читать дальше
Больше об этой теме в нашем блоге