Холодная погода — одна из главных причин снижения эффективности современных электромобилей. При минусовых температурах зарядка затягивается, запас хода сокращается, а поведение аккумулятора становится менее прогнозируемым. Но команда из Университета Мичигана и стартапа Arbor Battery Innovations представила экспериментальную литий-ионную батарею, которая демонстрирует совсем другое поведение
Ключ к прорыву — в новой архитектуре анода
Традиционно производители пытаются сделать анод толще, чтобы компенсировать потерю эффективности на морозе. Однако оказалось, что это лишь затрудняет движение ионов лития, замедляя зарядку. Исследователи из Мичигана применили другой подход: они создали 3D-структуру из графита с микропорами, обработанными лазером, чтобы улучшить проникновение ионов в материал. Но это принесло другую проблему — слишком быстрая зарядка вызывает так называемое «литиевое осаждение», когда ионы оседают на поверхности вместо проникновения в структуру, снижая емкость и создавая риски короткого замыкания

Чтобы избежать этого, ученые покрыли анод тонкой стеклянной пленкой на основе литиевого борат-карбоната. Толщиной всего 20 нанометров, она стабилизирует химические процессы во время быстрой зарядки. Результат: аккумулятор заряжается со скоростью 6C — то есть полный заряд за 10 минут, даже при -10°C. Для сравнения, большинство современных батарей заряжаются на 1C — за 60 минут. При этом даже после 100 циклов зарядки и разрядки батарея сохранила стабильную емкость

Отдельный плюс: технология не требует глубокой перестройки производственных линий
Один из авторов исследования, профессор Нил Дасгупта, отмечает, что внедрить эту инновацию можно на основе уже существующих фабрик. Впрочем, некоторые детали эксперимента остаются не до конца понятными. Например, неизвестно, идет ли речь о зарядке от 0 до 100% или только о типичном для электромобилей «быстром» окне от 20 до 80%

По сравнению с реальными моделями, новая технология выглядит привлекательно
Например, Tesla Model 3 способна работать в диапазоне температур от -30 до +60°C, однако владельцы часто жалуются на значительное снижение пробега зимой. Зато батарея с новой архитектурой не только работает при морозе, но и заряжается почти без потери эффективности. И хотя пока мы говорим о лабораторном образце, сама концепция — многообещающая. Реализация ее в серийных электромобилях может существенно изменить подход к электрификации транспорта в холодных регионах
Читать дальше
Похожие записиБлагодаря AI сложные и долгие процессы упрощаются, а время разработки заметно сокращается. Чтобы проверить возможности новой технологии на практике, один профессиональный дизайнер поставил себе амбициозную задачу – за один день создать полноценный концепт-кар, начиная с нескольких эскизов от руки и завершая фотореалистичными изображениями, сгенерированными исключительно с помощью ИИ Автором эксперимента стал Антонен Коэн, французский автомобильный […]
14 декабря 2025
Инженеры BMW работают в ускоренном режиме, ведь до конца 2027 компания планирует вывести на рынок около сорока новых или глубоко обновленных моделей Neue Klasse. Среди них оказался следующий X7, который недавно был замечен во время тестов в Германии. Под камуфляжем автомобиль выглядит как легкий рестайлинг, но на самом деле речь идет о полноценной смене поколения. […]
14 декабря 2025
Компания Unplugged Performance представила новые кованые колеса, разработанные специально для электрического пикапа Tesla. Производитель обещает высокую прочность, надежную защиту от бордюров и характеристики, близкие к заводским решениям Unplugged Performance известна своими громкими заявлениями В начале года компания назвала свои колеса Road Warrior для Tesla Model 3 и Model Y первыми в мире «уничтоженными». Теперь инженеры […]
14 декабря 2025
Читать дальше
Больше об этой теме в нашем блоге