Как Rivian обогнал конкурентов в гонке за умными фарами
Более десяти лет водители в Европе и Азии наслаждаются преимуществами адаптивного света фар. Такие фары получили название Adaptive Drive Beam (ADB), они способны автоматически затемнять части светового луча, чтобы не слепить встречных водителей. В США же подобные технологии долго оставались за бортом из-за архаичной нормативной базы – Федеральный стандарт безопасности транспортных средств (FMVSS) 108 признавал только два состояния: дальний и ближний свет. Изменения приняли только в 2022 году
И хотя казалось бы, дорога к инновациям открыта, три года спустя только одна компания – Rivian – реализовала систему ADB в серийном производстве для американского рынка. Все остальные автопроизводители либо пассивно ждут, либо недовольны новыми техническими требованиями. Как же Rivian сумел это сделать?

Почему Rivian – единственный, кто реализовал ADB в США?
Первые системы ADB появились еще в 2009 году у Mercedes-Benz, а в 2013 году Audi представила матричный LED-свет с десятками независимых диодов, которые реагировали на камеру в зеркале заднего вида. Это позволяло оставлять включенным дальний свет, но затемнять отдельные участки светового потока, чтобы не ослеплять других
Такие технологии очевидно улучшают безопасность на дорогах и могут быть выгодной опцией для производителей. Неудивительно, что еще в 2018 году NHTSA (американское агентство безопасности дорожного движения) начало пересмотр стандарта. Однако вместо адаптации международного стандарта SAE J3069 агентство решило придумать собственный подход. И тут началось самое интересное

Как американские нормы тормозят свет будущего
Во-первых, в требованиях NHTSA говорится о том, что даже те участки луча, которые должны затемняться для встречного транспорта, должны все равно соответствовать минимальным требованиям ближнего света. Все остальное – под жестким ограничением для дальнего света. Как выразился редактор Института страхования дорожной безопасности (IIHS): это попытка «втиснуть ADB в рамки, созданные для лампочек с двумя режимами»
Во-вторых, такие требования делают практически невозможной адаптацию уже существующих европейских систем ADB под американский рынок. Теоретически, всё должно было бы сводиться к обновлению программного обеспечения. Но с практической точки зрения – приходится проектировать все с нуля
Rivian именно так и сделал. Электропикапы R1T и внедорожники R1S стали первыми в США с полноценным ADB, отвечающим всем требованиям FMVSS. И хотя фары Rivian не имеют миллиона светодиодов, как у Mercedes или Audi, они построены на плате с 35 диодами, расположенными с учетом «переходных зон» – головной боли американских регуляторов

Инженеры Rivian утверждают, что пытались использовать европейскую систему ADB, но она с треском провалилась при тестировании по FMVSS. Выход был только один – разработать все с нуля. И что важно: система Rivian уже готова для экспорта – она соответствует также европейским и китайским стандартам, так что компания сможет быстро выходить на другие рынки
Это стало возможным не только благодаря энтузиазму инженеров, но и гибкой структуре компании
Rivian – молодая и небольшая компания без бюрократических лабиринтов, поэтому решения принимаются быстрее, а обновления программного обеспечения проходят мгновенно. Rivian также внедрила «зональную архитектуру» – меньше электронных блоков, но с большими возможностями. Это позволяет, например, команде освещения иметь полный доступ ко всем сенсорам автомобиля
Таким образом, Rivian может обновлять свою ADB-систему по «воздуху», без необходимости обращаться к дилеру или обновлять блоки управления. Этим не могут похвастаться даже самые титулованные бренды. И хотя другие автопроизводители заинтересованы во внедрении ADB в США, пока ни один не объявил о конкретных сроках запуска