Мате Римац, гениальный автомобильный инженер-электротехник из Хорватии, основатель Rimac Automobili, представил “следующую невозможную вещь”, как любят выражаться на презентации Apple – автономный электромобиль Verne
Сначала Мате Римац основал свою одноименную компанию по производству электрических гиперкаров в Хорватии, стране, которая не имеет истории автомобилестроения. Дело пошло хорошо. Porsche, Hyundai и Softbank сделали ставки. Volkswagen Group подарила ему контрольный пакет акций Bugatti в обмен на доступ к его технологиям в области двигателей для будущих моделей
Сейчас Rimac Technology поставляет электрические трансмиссии для Porsche, BMW и Aston Martin, среди многих других, а также разрабатывает передовые технологии хранения энергии
Автономные амбиции
А теперь появился Verne, автономный сервис вызова поездок. Названный в честь французского писателя и футуриста Жюля Верна, он будет запущен сначала в Загребе в 2026 году, а затем в Манчестере в Великобритании. Подписаны соглашения о распространении сервиса еще на девять городов Европы и Ближнего Востока, и компания Verne ведет переговоры о запуске еще в 30 городах мира
Так сможет ли этот амбициозный и быстрорастущий стартап из крошечной страны сделать почти невозможное и запустить надежную службу роботакси раньше большинства других игроков на этом рынке, включая Tesla, которая презентует собственное роботакси в августе?
За Verne стоит Мате и двое его ближайших коллег и друзей: Марко Пейкович, который сейчас является генеральным директором Verne, и Адриано Мудри, дизайнер гиперкара Rimac Nevera, а сейчас главный дизайнер Verne. Группа Rimac владеет 55% акций Verne, а остальные принадлежат саудовским инвесторам.
Идея была в разработке как минимум с 2019 года. В Verne уже работает 280 сотрудников, а во время глобального запуска была представлена целостная экосистема, состоящая из приложения, автомобилей и “материнского” здания, куда автомобили будут возвращаться для зарядки и обслуживания
Какие характеристики имеет роботакси?
Такси Verne – это симпатичный, компактный трехдверный хэтчбек – в отличие от игрушечных I-Pace от Waymo. Этот электромобиль изначально сконфигурирован как автономное транспортное средство на заказ – у него нет руля или педалей. Зато есть большой багажник на 600 л. Относительно технических характеристик, то под полом расположена батарея на 60 кВт-ч, а электро мотор мощностью 200 л.с. приводит передние колеса. Но это не важно, ведь в данном случае главное это комфорт для пассажиров, и круглосуточная автономность. На подзарядку отведено полчаса, поэтому вероятно, что Verne имеет достаточно быструю зарядку
Зато он имеет раздвижные двери, которые открывают доступ к двухместному салону. Почему только два места? Потому что исследования показывают, что 90% поездок происходит с участием только одного или двух пассажиров. Внутри он удивительно роскошный, как для транспортного средства, которое будет осуществлять короткие городские поездки. Под лобовым стеклом напротив пассажиров размещен гигантский 43-дюймовый широкоформатный экран; также пассажиров окружают 17 динамиков высококачественной аудиосистемы, а под ними – пятипозиционные сиденья, которые откидываются и предоставляют комфорт не хуже, чем в Rolls-Royce или Maybach
Невероятный опыт
Фирменное приложение позволяет заранее настроить вашу поездку. Ожидая свое роботакси можно выбрать положение сидений, температуру в салоне, цвет амбиентного освещения, музыку и даже аромат. Чистоту в салоне и отсутствие нежелательных запахов контролирует специальный датчик, при необходимости Verne поедет в “материнское” здание для чистки и мойки
“Мы можем удовлетворить большинство поездок двухместным автомобилем и создать непревзойденное внутреннее пространство в компактном транспортном средстве”, – говорит дизайнер Мудри. “Внутри больше пространства, чем у Rolls-Royce, чтобы расслабиться и провести время. Мы оптимизировали открытие дверей, чтобы люди могли просто зайти и сразу же сесть. Раздвижные двери были разработаны таким образом, чтобы не препятствовать потоку движения вокруг автомобиля”
“Попав внутрь, пассажиры могут вытянуться и устроиться поудобнее. Мы хотели сделать интерьер менее автомобильным и более похожим на гостиную. Здесь нет типичной приборной панели, руля и педалей, но есть сверхширокий дисплей, который можно использовать для развлечений и получения информации о поездке во время путешествия”
“Нам удалось достичь изящного дизайна, несмотря на дополнительное наполнение по сравнению с обычными автомобилями. Мы интегрировали камеры, радары, лидары ближнего и дальнего радиуса действия, а также системы их очистки, – говорит Мудри. “В то же время, мы смогли упростить внешний вид, убрав типичные черты транспортного средства, управляемого человеком. Мы избавились от стеклоочистителей и боковых зеркал заднего вида. Это улучшило аэродинамические характеристики и облегчило очистку. Но один типичный элемент автомобиля мы сохранили – это багажник, так что не волнуйтесь, если вы едете в аэропорт или просто заехали в большой продуктовый магазин”
Развитая инфраструктура
Автомобили будут строиться на новом заводе в Загребе, в новом кампусе Rimac площадью 80 000 квадратных метров, который уже полностью занят другими проектами. Хотя компания Mate Rimac работает над системами автономного вождения и верит в глубокую вертикальную интеграцию, разрабатывая все основные системы для Nevera собственными силами, технология автономного вождения в автономном электромобиле Verne фактически поставляется компанией Mobileye и использует комбинацию вышеупомянутых камер, радаров и лидаров. Система была широко протестирована на дорогах Загреба, установлена в электромобилях Nio EV, а первые прототипы Verne вышли на дороги в конце этого года
Стоимость поездок будет зависеть от места, но Verne утверждает, что она будет конкурентоспособной с традиционными конкурентами, такими как Uber или Bolt, одновременно предлагая более премиальный опыт. Сначала Verne будет полностью владеть своей инфраструктурой, когда будет разворачиваться в других городах, но впоследствии рассмотрит возможность заключения франчайзинговых и партнерских соглашений
“Конечным результатом будет наилучший возможный опыт мобильного передвижения для каждого, – говорит Мате Римац. “Это означает, что каждый клиент будет иметь лучший опыт, чем лучшие услуги такси, которыми пользуются богатые, благодаря услуге, доступной для всех. У вас будет безопасный и надежный водитель, автомобиль с большим внутренним пространством и комфортом, чем у лучших лимузинов, и сервис, который будет всячески приспособлен к вашим потребностям”
В будущем предполагается несколько вариантов заказа услуг Verne:
- 1. Наиболее простой вариант простого вызова в качестве такси;
- 2. Подписка на сервис, когда ваше такси сможет вас ожидать даже ночью из клуба в заданное время и в заданном месте;
- 3. Вариант аренды, когда Verne может быть в вашей собственности и служить мобильным офисом или кинотеатром на двоих