IONITY начинает тест-драйвы с Volvo EX30 – лучшего электромобиля года в Украине 2024 и не только. В целом он собрал 16 наград, среди которых награды за дизайн, качество, технологичность, безопасность и экологичность. Чем же так понравился этот, довольно скромный на вид кроссовер, интернациональному сообществу экспертов и водителей?
Через три года Volvo будет праздновать столетний юбилей и в период перехода к полностью электрическим транспортным средствам, компания с уверенностью смотрит в будущее. Консервативный шведский бренд до недавнего времени не воспринимался молодежной аудиторией, и именно электрический кроссовер EX30 должен изменить имидж компании, привлекая внимание поколения Z – молодых людей, которые родились в период с 1997 по 2012 годы. Конечно, совсем молодым его представителям придется подождать до получения водительского удостоверения, зато они уже могут оценить огромный планшет по центру передней панели аскетичного салона
Современные автомобили все больше напоминают гаджеты на колесах, особенно это касается электромобилей, которые имеют дополнительный функционал благодаря фирменным утилитам, позволяющим не только контролировать их состояние, но и дистанционно открывать двери или подогревать салон
Дизайн
Volvo EX30 начинает вам подмигивать светодиодными фарами и фонарями, достаточно к нему приблизиться с карточкой-ключом на пару-тройку метров. Конечно, кроме цифрового ключа с NFC в комплекте, есть и физический. Только вблизи понимаешь, что перед тобой достаточно компактный кроссовер, потому что издалека его крепкий силуэт производит впечатление солидного внедорожника. Но нет – это городской кроссовер С-класса, по длине 4,23 метра он даже уступает Гольфу. Коэффициент аэродинамического сопротивления у него тоже как у обычного хэтчбека, а не кроссовера – 0,28
EX30 построен на электрической платформе SEA производства Geely. И не стоит по этому поводу смеяться, ведь за последнее десятилетие качество китайских автомобилей существенно улучшилось, в том числе за счет европейских специалистов, которых переманивают к себе местные компании. И не только высокими зарплатами, но и привлекательными перспективами. Кстати, эту же платформу с Volvo делит Smart #1, ведь с 2019 года швейцарско-немецкая компания на паритетных правах принадлежит Mercedes-Benz AG и Zhejiang Geely Holding Group. Также братом EX30 является Zeekr X – кроссовер премиум-бренда Geely
Можно ли было бы узнать в EX30 настоящий Volvo, если убрать фирменную эмблему? Если знать характерные черты бренда – конечно. Ведь его светодиодные фары имеют форму “молота тора”, такой же рисунок прослеживается и в оптике старших моделей. Да и задняя стойка с фонарями, которые подчеркивают поясную линию, достаточно узнаваема. Интересно, что шильдик EX30 присутствует только на боковых молдингах на задней стойке. Спортивность силуэта подчеркнута 19-дюймовыми колесными дисками, а еще есть опция на 20-ти дюймовые!
В общем, Volvo EX30 не кургузый и не агрессивный на вид, и вряд ли ненавистники внедорожников будут ему спускать шины ночью – разве что от зависти
Интерьер
Начну с задней части. Без подсказки найти кнопку открытия багажника непросто, ведь она скрыта в черной глянцевой линии между фонарями. Грузовой отсек можно открыть и через центральный монитор – с места водителя или пассажира. Полезный объем небольшой, но его форма достаточно удобная, есть возможность установить несколько уровней глубины. Пространство варьируется от 318 до 904 литров, если сложить задние места
Колесная база ЕХ30 – 2650 мм, так что сзади места достаточно, но не более того. Центрального подлокотника нет, но есть возможность настроить климат для заднего дивана, подзарядить смартфоны и положить некоторые вещи в центральный лоток и карманы в спинках передних сидений. Кстати, они имеют еще меньшие карманы для смартфонов, а если вынуть пластиковый лоток, на боковой пластиковой поверхности можно найти скандинавский сюжет с оленем – внимание к деталям отличает качественные продукты. Конечно, на месте и маленькие флажки Швеции на креслах. Все это создает ненавязчивую атмосферу премиум-класса
Даже в базовых версиях используются необычные, но привлекательные на ощупь материалы отделки передней панели и дверей, а немногочисленные физические элементы управления, которые все же присутствуют, ощущаются достаточно качественными в использовании. Стоит отметить, что в отделке 17% материалов – это переработанный пластик. Кузов на 25% состоит из переработанного алюминия и еще на 17% из стали. В целом Volvo EX30 оставляет за собой наименьший углеродный след среди всех моделей компании – менее 30 тонн за 200 тысяч километров пробега. И это включая производство
Также есть несколько интересных решений для хранения вещей: выдвижной двойной подстаканник спереди, неглубокий крытый лоток для устройств между передними сиденьями и нижняя часть центральной консоли, доступ к которой можно получить как с переднего, так и с заднего ряда
В конце концов, здесь все еще есть некоторые физические элементы управления. Левая ножка на рулевой колонке EX30 отвечает за индикаторы поворота и стеклоочистители; правая – за переключение передач, а также включает и выключает полуавтономный круиз-контроль Volvo “Pilot Assist”. Кнопки на руле управляют аудиосистемой, а также есть многофункциональная клавиша, с помощью которой можно выключить звуковой сигнал ограничения скорости
Все остальное управляется через центральный сенсорный экран: фары и “противотумнки”, чувствительность стеклоочистителей, открытие бардачка, регулировка зеркал заднего вида, климат-контроль (одно нажатие для температуры, другое – для циркуляции/запотевания), подогрев сидений, аудио, системы помощи водителю и активация вождения одной педалью
Все можно изучить в статике, чтобы во время движения не отвлекаться. Конечно, нажатие физической кнопки всегда будет удобнее, быстрее и безопаснее, но ко всему можно привыкнуть. Европейская комиссия по вопросам безопасности недавно решила этот вопрос взять под свой контроль, да и некоторые автопроизводители частично возвращаются к физическим клавишам. Разумеется Volvo подстроится под новые нормы, которые она за свою долгую историю часто сама создавала, а за ней их внедрял весь мир: безопасность для шведов всегда в приоритете
Автомобильная компания, подарившая миру ремень безопасности, сегодня ограничила скорость своих автомобилей до 180 км/ч, а двигатели в машинах с ДВС – до 2,0 литров. Да и от дизелей Volvo отказалась раньше других – теперь предлагает нам интерьер почти без физических клавиш. Конечно, в производстве так дешевле, есть экономия от центрально расположенного экрана, установленного в портретном режиме. Даже то, что бардачок открывается не над пассажирским местом, а по центру – экономит немного денег, учитывая, что для некоторых рынков надо переносить руль слева направо, и зеркально отражать всю переднюю панель
Водительский опыт вождения
Европейские нормы безопасности имеют в основе благородные амбиции по снижению аварийности и травматизма, но не без недостатков. Отдельным фактором является последняя версия законодательства ЕС о безопасности “GSR2”, согласно которой Volvo обязана устанавливать системы мониторинга водителя в своих новых автомобилях. Инженеры Volvo признаются, что она не всегда работает корректно. Так, когда вы оглядываетесь по сторонам во время движения, система просигнализирует вам сосредоточить внимание на вождении или выпить чашку горячего кофе, когда это не нужно. С другой стороны, когда активен круиз-контроль, Volvo позволяет вам смотреть в пассажирское окно, но пять секунд непрерывного взгляда в зеркало заднего вида уже считаются достаточными для очередного предупреждения. Странно. По крайней мере, система имеет достаточно малый пинг, и ее можно отключить. И это едва ли не самое большое неудобство за все время теста
На выбор предлагаются литий-железо-фосфатная батарея полезной емкостью 49 кВт-ч, которая поставляется с 268-сильным электродвигателем, приводящим задние колеса. Или никель-марганцево-кобальтовая батарея емкостью 64 кВт-ч, которая питает базовый мотор в версии Extended Range, или приводит в движение все четыре колеса в варианте Twin Motor Performance. Последний предлагает весьма впечатляющие 422 л.с. и возможность разгона от 0 до 100 км/ч менее чем за четыре секунды. Именно такие версии Volvo EX30 пользуются наибольшим спросом среди украинских покупателей. И это неудивительно, потому что он самый маленький в истории компании внедорожник и… самый быстрый автомобиль за всю, почти вековую, историю Volvo! Да и много ли вы найдете новых автомобилей за 45-50 тысяч евро, которые способны разогнаться до “сотни” за 3,6 секунды?
Нам же на тест досталась версия с базовым мотором и с большей батареей Extended Range. Батарея находится под полом, спереди установлены стойки МакФерсон, а сзади – многорычажная подвеска. Уже это обещает приличные повадки в поворотах, ведь низкий центр масс благодаря тяжелой батарее внизу, и оптимальная с точки зрения управляемости конструкция подвески – не должны подвести
Легкость! Это пожалуй главное слово, которое приходит в голову за рулем EX30. Имея ключ-карту в кармане вы просто садитесь внутрь, переводите правый рычаг вниз, режим Drive, переносите стопу с педали тормоза на педаль акселератора и электромобиль срывается с места, немного прокрутив задние колеса, уверенно вливаясь в бурный городской поток
Поверьте, динамики в 5,3 секунды до 100 км/ч подавляющему большинству водителей хватит в любой ситуации. Даже после “сотни” кроссовер достаточно уверенно ускоряется, позволяя с легкостью опережать другие автомобили лишь под шум ветра и шорох шин за окном, с легким электрическим гулом
Отдельное удовольствие – вождение одной педалью. Эта функция здесь включена по умолчанию, хотя можно ее и выключить, если вы не привыкли к электромобилям. Но привыкаешь к ней быстро, и почти перестаешь пользоваться тормозами: достаточно отпустить педаль “тока” и автомобиль начнет самостоятельно замедляться. Не очень интенсивно, но достаточно уверенно и прогнозируемо. Силу рекуперации в EX30 нельзя настроить, возможно с обновлением операционной системы это исправят, но уже с завода она настроена оптимально
Если за рулем бензинового автомобиля можно смаковать звук двигателя или его характер, плюс чувствительность и реакцию на педаль газа, то в прекрасно настроенном электромобиле педаль акселератора настроена так хорошо, что на плохой дороге или въезжая в достаточно глубокую яму, ты можешь носочком кроссовка регулировать на сколько сантиметров продвинется переднее колесо – настолько тонкое взаимодействие между водителем и автомобилем устанавливается уже с первых километров знакомства. И не нужно подбирать передачу или обороты двигателя, или тем более играть сцеплением. Все так просто и интуитивно понятно
Итак, на Volvo EX30 можно выигрывать на светофорных гонках, но в обычном режиме он провоцирует ездить взвешенно, наслаждаясь комфортом. Так, даже 19-дюймовые колеса не помешали самому компактному Вольво обладать комфортной подвеской, которой славится весь модельный ряд компании. Иногда она даже раскачивается на особо крупных асфальтовых или бетонных волнах, оставаясь собранной в быстрых поворотах. Даже в экстремальных условиях эта “мускулистая” подвеска дарит ощущение контроля и уверенности
Другое дело, что в процессе рекуперации, когда ты видишь как восстанавливается заряд энергии при торможении и в пробках, лишний раз и не хочется сильнее нажимать. А чтобы уверенно двигаться в городском потоке, достаточно прижать педаль на треть. И даже в достаточно рваном тестовом режиме мне удалось проехать на полностью заряженной батарее более трехсот километров. Конечно, это не обещанные 480 км, но как часто вам удавалось выйти на расход топлива, заявленный в технических характеристиках вашего автомобиля? Мне удавалось, и на Volvo EX30 можно проехать 400 и даже 450 км, если соблюдать правила экономичного передвижения
Вывод
Компактный EX30 имеет все характерные для Volvo аспекты привлекательности: симпатичную внешность, качественный и по-скандинавски минималистичный салон, лучший в классе уровень безопасности, отличные динамические качества и невероятно комфортную подвеску, что особенно важно для наших дорожных условий. Одновременно это самый дешевый и самый быстрый автомобиль бренда. И все это в форм-факторе удобного электромобиля с достаточным запасом хода. Вот и весь секрет победы в конкурсе лучший электромобиль года!
Артем Ткаченко, бренд-директор Volvo, говорит, что с начала года, когда EX30 появился в продаже, модель уже занимает 20% всех продаж, уступая только XC90 и XC60. До конца года планируется продать около 300 электромобилей, примерно 15% из которых приобретут в кредит. Как правило EX30 покупают в качестве второго автомобиля, но все больше клиентов берут его в качестве единственного. Конечно, цена от 1 408 377 грн не маленькая, но в нее уже входит бесплатное обслуживание в течение 100 тысяч километров или трех лет, смотря что наступит раньше. Столько же составляет фирменная гарантия. Дополнительную уверенность обеспечивает гарантия на аккумулятор: 8 лет или 160 тысяч километров