Следует ли инвестировать в зарядные станции для электромобилей? — photo 57924

Следует ли инвестировать в зарядные станции для электромобилей?

17.11.2025
9 минут на прочтение

На днях вышел довольно интересный материал от Liga.net: В Украине быстро увеличивается рынок электромобилей, что должно сделать более прибыльным электрозарядный бизнес. Стоит ли игра свеч?

Следует ли инвестировать в зарядные станции для электромобилей? — photo 2

Ознакомиться с ним можно по ссылке на оригинальный материал

В статье Дмитрий Кругликов, который является профильным корреспондентом в этой области, отмечает следующее. Инвестиции в электрозарядные станции – один из немногих способов вложения денег в Украину во время полномасштабной войны. На эти услуги есть спрос. Количество электромобилей существенно возросло, особенно в 2025 году, когда накануне анонсированной властями отмены налоговых льгот их начали с ажиотажем ввозить в Украину – только в октябре украинцы поставили на учет почти 10 000 авто на электротяге, что более чем в два раза превышает показатель в аналогичном месяце

Операторы электрозарядных станций предлагают инвесторам несколько способов заработка на вложениях в этот бизнес. В частности – получение пассивного дохода. За свои услуги компании просят вознаграждение, но обещают, что даже с этими расходами доход от станции в среднесрочной перспективе окупит ее покупку

Как скоро можно отразить инвестиции? Как выбрать компанию-партнера среди многих игроков на рынке? И не слишком ли рискованно вкладываться в электрозарядный бизнес во время обстрелов энергетической инфраструктуры и постоянных отключений света? Корреспондент Дмитрий Кругликов разобрался в теме, пообщавшись с инвесторами и представителями сетей TOKA, EVA Chargers, IONITY

Следует ли инвестировать в зарядные станции для электромобилей? — photo 3

Модели инвестирования в электрозарядки 

Чтобы инвестировать в электрозарядный бизнес можно стать партнером компании, которая оперирует собственной сетью станций: выкупает или арендует землю, прокладывает коммуникации, монтирует станции, занимается их последующим обслуживанием

Наиболее распространенная модель – приобретение инвестором в собственность новой станции и ее интеграция в инфраструктуру действующей сети. Последняя может помочь с выбором локации и оборудования, а в дальнейшем обслуживает станцию, получая за это вознаграждение

Следует ли инвестировать в зарядные станции для электромобилей? — photo 4

В компании TOKA, которая развивает свою сеть как за собственные деньги, так и за счет привлечения частных инвестиций, сравнивают такое сотрудничество с франчайзингом. В ее инвестиционной модели вознаграждение оператора составляет 11% ежемесячной комиссии по обороту. Для тех инвесторов, которые приобретают электрозарядные станции в TOKA, в начале работы действует акционная ставка в 6% комиссионных

В стоимость этих услуг входит подключение к сети компании, мониторинг работы, операционная составляющая, монетизация и биллинг, маркетинг и техподдержка пользователей станции

В TOKA 650 станций и около 1500 зарядных портов (коннекторов) 

Активным игроком рынка является производитель EVA Chargers, производящий оборудование на бывшем телевизионном заводе “Система” в Харькове. У компании собственная сеть электрозарядок, в которой сейчас 3000 точек подключения. Из них только 30% находятся в непосредственной собственности EVA Chargers, другие – инвесторов

Следует ли инвестировать в зарядные станции для электромобилей? — photo 5

В EVA Chargers предлагают инвесторам две инвестиционные модели, предполагающие приобретение партнером в собственность электрозарядной станции. По первому инвестору, кроме самой зарядки, помогают выбрать локацию для нее. Вторая предполагает модернизацию устаревшего оборудования на уже имеющихся точках принадлежащих EVA Chargers, для чего партнер должен приобрести новую станцию ​​производства харьковской сети

“В рамках этой программы партнер не несет дополнительных затрат – все работы по монтажу, подключению, коммуникациям и пусконаладке берет на себя EVA Chargers”, – указывают в компании. Доход инвестора фиксирован: 4 грн с каждой проданной кВт-ч

В IONITY схожая инвест-программа называется Renovation. В ее рамках оператор подбирает инвестору оборудование для покупки. Его устанавливают на совместно выбранной уже работающей точке с подтвержденным объемом реализации электроэнергии. Это позволяет прогнозировать сроки окупаемости. Затем IONITY берёт в аренду станцию ​​инвестора и полностью управляет ею

Чистая прибыль от работы станции – после оплаты электроэнергии, аренды площадки и банковских комиссий за эквайринг – распределяется в соотношении 60% инвестору, 40% – IONITY 

Сеть IONITY насчитывает 850 станций, из которых около 100 находятся в собственности инвесторов

В IONITY также предлагают финансовую модель сотрудничества, предусматривающую фактически предоставление кредита инвестором. Его средства уходят на развитие зарядной сети. Возврат вложений не привязывается к доходности конкретной зарядной станции. Инвестор не получает оборудование в собственность, но и не несет рисков при реализации конкретного проекта. IONITY ежемесячно выплачивает инвестору вознаграждение в размере 18% годовых в гривне или 12% – в валюте

Сколько можно заработать на электрозарядках? 

Львиная доля затрат на реализацию электрозарядного проекта – инвестиции в оборудование. Стоимость одной медленной электрозарядной станции переменного тока (AC) с несколькими коннекторами на разные типы электромобилей начинается от $1500. Ее монтаж стоит около $500, по оценке EVA Chargers

Такое оборудование подходит для установки у гостиниц, ресторанов, жилых и офисных комплексов, где люди останавливаются на долгое время, объясняет коммерческий директор GO TO-U Богдан Рогуля. Эта компания предоставляет программное обеспечение управления электрозарядными станциями. Среди клиентов GO TO-U – сеть “Эпицентра” E1, львовский оператор LGI, сеть ECOSAT

Следует ли инвестировать в зарядные станции для электромобилей? — photo 6

Скоростные зарядные станции постоянного тока (DC), пользующиеся большим спросом возле ТРЦ или БЦ, дают значительно более высокую месячную прибыль благодаря большему количеству зарядных сессий и объему отпуска электроэнергии. Но они имеют и в разы более высокую цену

Согласно данным TOKA, скоростная станция на 120 кВт стоит около €21 000 по НДС. Это без дополнительных затрат на подключение и монтаж, размер которых составляет от $2000 в зависимости от сложности работ и доступности электрических мощностей

Стоимость установки одной станции на 80-160 кВт с нуля колеблется между $25 000 – $40 000 отмечают в IONITY. В эту сумму входят подготовительные и монтажные работы, проектирование и подключение к сетям. В Go TO-U говорят, что цена подключения скоростной зарядки даже при наличии подведенной мощности на локации превышает $40 000

Следует ли инвестировать в зарядные станции для электромобилей? — photo 7

Зарядки на $2-3 млн

Для крупных инвесторов сетевые компании предлагают и комплексные электрозарядные решения. IONITY имеет в своем портфеле строительство электрозарядной сети “под ключ” для SOCAR

Под заказ компании также создают полноценные зарядные хабы, состоящие из трех-четырех скоростных станций, систем накопления энергии и ВИЭ, а также инфраструктуры отдыха. Инвестиции в такой хаб начинаются с $300 000, отметили нам в GO TO-U. Один из их партнеров строит крупнейший в Украине зарядный хаб с бюджетом в $2-3 млн

Как быстро окупаются электрозарядные станции? Самый короткий срок назвали у EVA Chargers: и для медленной AC-станции, и для DC мощностью 120 кВт и стоимостью $15 500 он может составить полгода. Но только при занятости станций в 20% ежесуточно (т.е. на пять часов)

Это оптимистический сценарий. По оценкам TOKA, средний срок выхода электрозарядки на окупаемость составляет два – четыре года. По словам Рогули из Go TO-U, – от двух до четырех с половиной

Доходность конкретной станции может быть значительно выше или меньше, учитывая операционные расходы. Весомая их часть – затраты на программное обеспечение (ПО) для управления станциями (биллинг). С помощью биллинговых платформ владельцы и операторы зарядок получают доступ к клиентской базе и инструментам привлечения потребителей, проводят транзакции и управляют процессом зарядки, устанавливают тарифы и т.п.

Стоимость биллинга обычно привязана к месячному обороту станции и составляет определенный процент от него. Однако уровень сбора существенно отличается в зависимости от типа компании, говорят нам в IONITY. Так, у предприятий, предоставляющих и ПО для управления станциями, и занимающихся их производством, цена биллинга в диапазоне 0 – 8%

У биллинговых платформ, не занимающихся производством оборудования, цена составляет 12 – 15%

Другая затратная составляющая – аренда земельного участка под электрозарядную станцию. Чаще арендатор и собственник договариваются об оплате с привязкой к объему потребленной электроэнергии. В EVA Chargers отмечают, что среднее вознаграждение для локации составляет 1,5 – 2 грн за киловатт-час

“Некоторые владельцы просят 2,5 – 3 грн., что существенно повышает себестоимость, но мы рекомендуем ставку не выше 1,5 грн., чтобы бизнес оставался прибыльным”, – говорят в компании. Для сравнения, по последним открытым данным, тарифы на скоростную зарядку основных игроков колебались между 17 – 19 грн/кВт-х при стоимости электроэнергии для бизнеса в Киеве в 9,3 грн/кВт-х

Однако именно от выбора места больше всего зависит будущая доходность станции. По оценкам TOKA, в зависимости от локации и трафика, ежемесячная доходность одной станции может составлять $500 – $2 000. В Go TO-U приводят диапазон 40 000 – 80 000 грн для станции в 160 кВт на удачной локации. Высшие показатели – скорее исключения, возможные при большом потоке электромобилей

“В нашей практике есть примеры, когда инвестиция в примерно €50 000 окупилась за 1,7 года. Это станция, установленная на собственной локации с имеющимися мощностями”, – говорит Богдан Рогуля из GO TO-U

По опыту инвестора в программу Renovation by IOINITY Дмитрия Зазулина, ежемесячный доход с одной зарядки скорее приближается к более низкой планке из приведенных выше цифр. С начала инвестирования в апреле 2024 года он стал владельцем 15 скоростных и одной AC-станции, вложив в это около $450 000 – то есть где-то $30 000 на станцию

Ни одна из них пока не отразилась. По оценкам инвестора срок окупаемости будет составлять четыре-пять лет. Однако, по словам Зазулина, это отражает обещанную сетевой компанию доходность на подобранных для него локациях – 1,5-2% от размера инвестиции в месяц или $500 – $600

Кто и почему инвестирует в электрозарядные станции?

“Бизнес на электрозарядках – это не о скорых деньгах”, – констатирует Зазулин. Кроме умеренных темпов возврата прибыли дата окупаемости станции после внесения средств отсрочивается на время ее возведения. С момента заказа зарядки до начала ее эксплуатации проходит три месяца – и только на четвертый она начинает приносить доход, отмечает инвестор

Несмотря на это, отдельные модели инвестирования предполагают получение пассивного дохода, как и любой другой бизнес электрозаправки будут сталкиваться с повседневными проблемами – от порчи имущества до появления конкурентов.

“Строя локацию и рассчитывая окупаемость, редко кто учитывает, что через год или два рядом может появиться конкурент или мощный хаб. В таком случае придется либо переносить оборудование (если это вообще возможно), либо воспринимать резкое падение доходности, что подвергает сомнению срок окупаемости”, – отмечают в IONITY

Однако инвесторы, с которыми общался корреспондент LIGA.net, главной причиной инвестирования в электрозарядные станции называют заинтересованность в развитии инфраструктуры для электромобилей. Партнер IONITY Михаил Шинкаренко, сотрудничающий с компанией с 2023 года, задумался над этим бизнесом после поездки в Европу: передвигаться на электрокаре там было удобнее, чем в Украине, особенно на дальние расстояния более 300 км

Инвестор Дмитрий Зазулин решил приобрести станцию ​​по нескольким причинам. С одной стороны, он надеется на дальнейший рост рынка и постепенное увеличение доходности инвестиций. С другой – это эмоциональное удовольствие. “Я в свое время любил компьютерные игры. Зарядные станции для меня – своего рода Тамагочи. Когда у вас есть циферки, графики, вы что-то рассчитываете, планируете, смотрите, что и где лучше работает”, – рассказывает он

Следует ли инвестировать в зарядные станции для электромобилей? — photo 8

Являются ли блекауты барьером для инвестиций в зарядки? 

Вынужденные перебои с электроснабжением не могли не затронуть электрозарядный бизнес. Парадоксально, но их эффект часто оказывается даже более положительным, чем наоборот

В TOKA во время блекаутов фиксировали увеличение количества сессий зарядки, “ведь водители пытаются подзарядить авто заранее”

Дополнительный приток пользователей объясняют еще и тем, что около половины владельцев электроавто обычно не пользуется публичными станциями, заряжаясь дома или в офисе. Если отключения прогнозируемы, то на период наличия питания график зарядок “расписан полностью”, поясняет нам коммерческий директор GO TO-U Богдан Рогуля

Наибольший спрос на скоростные зарядные станции, говорит он

“При нормальной работе 850 станций (IONITY. – Ред.) средняя загруженность может составлять около 200 автомобилей, тогда как при работе только 500 станций в периоды отключений она возрастает до 400 – 500 автомобилей”, – объясняют в компании. По их данным, отключение света создают “сверхдоходы” для владельцев станций. Однако – не для всех

Наиболее уязвимой категорией инвесторов в электрозарядке являются владельцы небольшого количества станций. Если из пяти точек зарядки у предпринимателя долго не работают три, это может критически снижать для него выручку, говорят в IONITY. И наоборот, в крупных национальных сетях проседание спроса в одних регионах компенсируется ростом в других – “поэтому общей отрицательной динамики во время блекаутов не было”, говорят в TOKA

Инвестор Дмитрий Зазулин, владеющий 15 скоростными зарядными станциями, также не столкнулся со спадом доходности во время блекаутов. “Пока отключения не продолжаются, скажем, неделя, сильных колебаний общих объемов отпуска электроэнергии нет, спрос даже растет”, – подтверждает он

Читать дальше

Последние новости, которые могут вас заинтересовать

Контакты
Мы всегда на связи с Вами
Контакты
Мы всегда на связи с Вами

    Спасибо за сотрудничество и ожидание

    Наша команда уже получила Ваше сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время

    OK