История электромобильности. Часть І – XIX век — photo 5264

История электромобильности. Часть І – XIX век

05.03.2024

Вот мы с вами уже много времени говорим об электрокарах, а когда и как они впервые появились – не выяснили. Будем исправляться!

Откуда появилась идея создать автомобиль с электромотором?

В первой половине XIX века в автомобильной индустрии существовало всего две альтернативы электромотору – паровые двигатели и первые двигатели внутреннего сгорания, которые работали на газообразном водороде. Эти агрегаты имели очень низкий КПД и были громоздкими, из-за чего автомобили ехали медленно и плохо управлялись, а еще шумели, гудели, пыхтели и издавали еще целую “симфонию” неприятных звуков и запахов

История электромобильности. Часть І – XIX век — photo 2

Электромотор такими недостатками не обременен. Даже самые первые прототипы электродвигателей весили немного и работали относительно тихо, хотя скоростные показатели у них были примерно такие же, как у ДВС и паровых двигателей

В 1830-1835 годах (точная дата неизвестна), шотландский изобретатель Роберт Андерсон собрал первый в мире экипаж на электротяге. Главный минус двухместного электромобиля Андерсона заключался в одноразовых батарейках. Соответственно тот электрокар не мог приобрести популярность среди потребителей

История электромобильности. Часть І – XIX век — photo 3

В 1835 году голландец Стратин Гронинген с помощником Кристофером Беккером собрали свой вариант электрокара, который, как и экипаж Роберта Андерсона, вмещал двоих. Кроме вместительности “салона”, у электромобиля Гронингена-Беккера была еще общая черта с концептом Андерсона – одноразовые источники питания

В 1842 году американский кузнец Томас Девенпорт собрал электромобиль, который работал от электромагнитного мотора. Кстати, сам мотор также является разработкой Давенпорта. Однако в качестве энергоносителей использовал одноразовые батареи

История электромобильности. Часть І – XIX век — photo 4

В этом же году уже знакомый нам шотландец Роберт Андерсон, уехавший в Штаты в поисках лучшей жизни, собрал очередной концепт с электромотором. В этот раз также изобретатель использовал одноразовые гальванические элементы. С такими батарейками автомобиль ехал дольше, хотя энергоносители по-прежнему нельзя было зарядить

В итоге, главный недостаток всех электромобилей первой половины XIX века – одноразовые энергоносители. Из-за этого общество изначально не рассматривало электромобили как альтернативное средство передвижения

История электромобильности. Часть І – XIX век — photo 5

Для нового витка развития электромобилестроения должны были появиться многозарядные аккумуляторы, которые изобретут позже. Одни из первых энтузиастов электромобильности, ученые Уильям Гроув и Гастон Планте, в разное время и независимо друг от друга, предложили две кардинально разные идеи для решения проблемы одноразовых энергоносителей

Уильям Гроув в 1839 году изобрел топливный элемент, который преобразует химическую энергию в электрическую. Так называемая “газовая батарея” (такое название изобретению дал сам Гроув) – это камера с раствором серной кислоты, в котором были два электрода – цинковый и платиновый. Между электродами находилась пористая перегородка (мембрана). По словам изобретателя, топливные элементы должны были стать “коммерчески выгодными источниками электроэнергии”

Однако первые автомобили, в которых использовали топливные элементы, начали выпускать только в 60-х годах XX века, то есть почти через 130 лет после изобретения первой топливной ячейки

История электромобильности. Часть І – XIX век — photo 6
Уильям Гроув изобрел первую топливную ячейку

Почему получился такой перерыв – неизвестно. Возможно, топливные элементы Гроува затмили изобретение другого ученого, а именно свинцово-кислотный аккумулятор, который в 1859 году изобрел француз Гастон Планте. А может конкуренция со стороны ДВС

Благодаря многозарядному свинцово-кислотному аккумулятору Планте, ученые и изобретатели второй половины XIX века снова вернулись к идее создания полноценного электромобиля. Однако осталась еще одна проблема, которая вышла на первый план, – дальность езды. Аккумуляторы того времени не хранили большое количество энергии, поэтому их нужно было очень часто заряжать 

Решений у проблемы было два. Одни изобретатели выбрали количественный метод и просто ставили больше аккумуляторов. Яркий пример – творение английских изобретателей Уильяма Айртора и Джона Перри, которые в 1881 году модифицировали трицикл Starley и оборудовали концепткар электромотором. Достоверно известно, что электродвигатель трицикла работал от 10 (!) свинцово-кислотных аккумуляторов. Электрокар развивал максимальную скорость 14 км/ч и без подзарядок проезжал до 40 км

История электромобильности. Часть І – XIX век — photo 7
Изобретатели Уильям Айртор и Джон Перри

Другие ученые решили пойти по пути совершенствования уже имеющихся технологий. Так, в 1882 году Камилл Фор, помощник Гастона Планте, усовершенствовал технологию своего наставника. Фор предложил наносить на свинцовые пластины сурик или другой оксид свинца, чтобы увеличить производительность аккумуляторов

История электромобильности. Часть І – XIX век — photo 8
Реплика электромобиля Айртора и Перри

И снова электромобили обошли своих конкурентов. Авто на паровой тяге по-прежнему были громоздкими, неповоротливыми, медленными и шумными. Автомобили с ДВС тоже не блистали, даже несмотря на изобретение в 1880-х годах бензинового карбюраторного двигателя. Нефти во второй половине XIX века в мире добывали недостаточно, чтобы удовлетворить спрос всех автомобильных компаний, поэтому общество все чаще и чаще обращало свой взгляд на электромобили

История электромобильности. Часть І – XIX век — photo 9
6-местный электромобиль Уильяма Моррисона

Одним из первых изобретателей, который использовал в своем концепте усовершенствованные аккумуляторы Камилла Фора, стал американец Уильям Моррисон. Свой первый электромобиль Моррисон собрал в 1890 году. Автомобиль мог перевозить до 6 человек и развивал скорость до 22,5 км/ч

История электромобильности. Часть І – XIX век — photo 10
Первым нарушителем скоростей оказался владелец электрокара

Интересный факт:

  • первый в истории штраф за превышение скорости получил лихач на электромобиле. Произошло это 28 января 1896 года в Лондоне. Имя штрафника – Уолтер Арнольд. Англичанин разогнался до 13 км/ч на участке дороги с ограничением в 3,2 км/ч. Сумасшедший!
Контакты
Мы всегда на связи с Вами
Контакты
Мы всегда на связи с Вами

    Спасибо за сотрудничество и ожидание

    Наша команда уже получила Ваше сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время

    OK