“История электромобильности” часть II – XX век — photo 5817

“История электромобильности” часть II – XX век

12.03.2024

В начале XX века в Соединенных Штатах Америки 38% всех автомобилей работали от электромоторов, еще 40% авто ездили на паровой тяге, и лишь 22% транспортных средств были оборудованы двигателями внутреннего сгорания, но они работали не на бензине или дизеле, как сейчас, а на чистом спирте или газообразном водороде

Похожая ситуация была и в Европе. В 1901 году чуть больше трети всех автомобилей ездили на электротяге. Даже на территории Украины, а именно в Одессе, еще в 1895 году в газете “Одесские новости” писали о первом электрическом экипаже

“История электромобильности” часть II – XX век — photo 2

Были и инженеры-конструкторы энтузиасты электромобильности, такие как Ипполит Романов из Одессы, который создал несколько прототипов, в том числе омнибус, но наладить серийное производство ему не удалось

В 1900 году на американский рынок вышла компания Woods, которая представила свой первый электромобиль под названием Electric Buggy на автосалоне в Чикаго. Двухместный экипаж получился очень компактным, особенно по меркам транспортных средств того времени

“История электромобильности” часть II – XX век — photo 3
Waverley Type 21/22 в Одессе в 1911 году

Через пять лет она же представила роскошную электрокарету Woods Victoria с парой электродвигателей по 2,5 лошадиных сил каждый, которые разгоняли машину до 30 км/ч. Можно сказать, что именно Woods Victoria, а не Tesla Model S, стал первым электрокаром класса Premium

Была и третья “электричка” от Woods. Правда, автомобиль был не чистым электрокаром, а гибридом. Выпустили его в 1917 году и назвали Dual Power. Он разгонялся до 24 км/ч на электромоторе, после этого запускался бензиновый ДВС на 27 “лошадок”. Максимальная скорость гибрида Woods составляла 56 км/ч

“История электромобильности” часть II – XX век — photo 4
Прототип омнибуса Романова проходил испытания в Санкт-Петербурге и был утвержден местными властями, которые сделали заказ сразу на партию из 80 штук. С такими объемами изобретатель не мог справиться и вернулся в Одессу

Бесспорным лидером рынка электромобилей была компания Anderson Electric Car Company из Детройта, которая в 1907 году запустила серийное производство электрокаров марки Detroit Electric. Первая модель электрокара из Детройта имела неплохой на то время запас хода. Официально заявленные цифры – 65 километров на одном заряде батарей. Максимальная скорость первого Detroit Electric – 32 км/ч, что на тот момент было достаточным для комфортного передвижения по городу

Detroit Electric был оборудован 6-ти ступенчатой коробкой передач. На первой передаче скорость составляла 6,44 км/ч, на второй – вдвое больше, и так далее. В результате на пятой передаче автомобиль достигал пиковых 32 км/ч. Шестая передача была реверсивной

Выпуск электрокаров Detroit Electric начался в 1907 и прекратился аж в 1939 году. А в 2008 году торговая марка вернулась на рынок и до сих пор в строю

А компания Anderson Electric Car Co. прославилась количеством проданных автомобилей – до 1913 года компания ежегодно продавала по несколько тысяч машин. Наиболее урожайным оказался 1914 год, в котором с конвейера сошло более 4,5 тысячи Detroit Electric. За весь период с 1907 по 1939 год Anderson Electric Car Company продала более 13 тысяч электрокаров

Кстати, именно Anderson Electric Car Co. одной из первых в мире начала печатать информационные буклеты и листовки с рекламой своих автомобилей

Сначала электромобили марки Detroit Electric оснащали свинцово-кислотными аккумуляторами Планте-Фора. В 1911 году появились электромобили с железо-никелевыми батареями Эдисона. Этот тип батарей стоил на 600 долларов дороже свинцово-кислотных аналогов, но благодаря железо-никелевым аккумуляторам производители Detroit Electric существенно увеличили запас хода электромобилей. Во время одного из испытаний электрокар проехал 340 километров на одном заряде батарей. А средняя дальность путешествия составляла 130 километров без подзарядки

“История электромобильности” часть II – XX век — photo 8

Однако недостатков батареи Эдисона тоже хватало: долгая зарядка и быстрая разрядка во время морозов. Не говоря о цене, которая была в полтора раза выше. Поэтому, после 1916 года все электромобили Detroit Electric выпускали только со свинцово-кислотными батареями

В начале ХХ века электрокары и бензиновые автомобили имели схожие потребительские качества. Но на фоне постоянно растущих темпов выпуска и регулярной модернизации автомобилей с ДВС, даже такие гиганты электромобилестроения, как Anderson Electric Car Company, обанкротились

Сначала Detroit Electric, из-за существенного падения количества заказов, в несколько раз сократила объемы выпуска электрокаров. И темпы производства сокращались ежегодно. В 1929 году во время великой депрессии руководство вообще объявило компанию банкротом. В этом же году умер глава компании Уильям С. Андерсон

“История электромобильности” часть II – XX век — photo 9
1920 Detroit Electric Model 82 Brougham

В 1930 году компанию со всем производством выкупил местный предприниматель Альфред О. Дунк, который пытался продолжить дело Андерсона. Однако новый руководитель не достиг желаемого. В период с 1930 по 1939 годы компания под заказ выпустила не больше 100 электромобилей. В 1939 году лидер индустрии электромобилестроения официально прекратил свое существование

Интересные факты об Anderson Electric Car Co:

  • в основе первого прототипа были детали электросиловой установки фирмы Elwell-Parker – лидера американского рынка по выпуску электрических локомотивов;
  • в момент создания в 1884 году компания называлась Anderson Carriage Co. А уже в 1911 году фирму переименовали в Anderson Electric Car Co;
  • сначала фирма находилась в Порт Гурон и только через несколько лет переехала в Детройт, который вскоре стал американской автомобильной Меккой;
  • поначалу компания выпускала конные экипажи и двухместные коляски. Идея собирать автомобили на электротяге пришла в голову владельцу компании – Уильяму Андерсону;
  • в список именитых владельцев электрокаров марки Detroit Electric входили основатель General Electric Томас Эдисон, первый в истории долларовый миллиардер Джон Рокфеллер и даже 34-й президент США Дуайт Дэвид Эйзенхауэр. Но самым интересным поклонником электромобилей из Детройта является Клара Форд, жена того самого Генри Форда, который и “убил” всю индустрию электромобилей первой половины XX века;
  • на самом деле компания полностью не исчезла. В 2008 году, спустя почти 70 лет с момента последнего упоминания, компании ZAP (США) и Youngman (Китай) совместными усилиями возродили бренд Detroit Electric. А уже в 2013 году мир увидел обновленный спортивный электромобиль Detroit Electric SP: 01

Конечно, существовали и другие производители электромобилей. Например, компания Baker, Rauch & Lang (Кливленд), которая в 1900 году начала массовое производство электрокаров и до 1916 года была главным и, по сути, единственным достойным конкурентом детройтцев

“История электромобильности” часть II – XX век — photo 10

Другим конкурентом и, одновременно, партнером Anderson Electric Car Co, была компания Томаса Эдисона – General Electric. Эдисон основал компанию еще в 1878 году, но взялся за электромобили только в начале XX века. General Electric выпускала электромобили серийно с 1910 по 1924 год. Однако, как и Baker, Rauch & Lang, компания Эдисона серьезных успехов в этой сфере не достигла

Ну а самым интересным и, при этом, неуспешным производителем электромобилей, по праву можно считать компанию Ford. Представьте себе – даже такой ярый сторонник бензиновых авто, как Генри Форд, тоже задумывался над выпуском собственного электромобиля. И угадайте, кто ему в этом помогал? Конечно, вездесущий Томас Эдисон, который параллельно с этим работал над собственными электромобилями и снабжал своими железо-никелевыми аккумуляторами конкурентов Ford – компанию Anderson Electric Car Company (какой предприимчивый)

Просто Генри Форд и Томас Эдисон были хорошими друзьями и относились друг к другу с большим уважением. Однажды им пришла идея поставить электропривод с аккумуляторами Эдисона на Ford Model T. Проект одобрили оба изобретателя, на который в общей сложности ушло 3 года (1912-1914 гг.), но идея так и не была реализована. В 1914 году Форд запустил массовое производство Ford Model T и проект Эдисон-Форд так и остался лишь проектом

“История электромобильности” часть II – XX век — photo 11

Вот еще несколько компаний, которые выпускали электромобили в первой половине XX века:

  • Columbia – производитель из Хартфорда. С 1899 по 1910 год компания представила около 30 электрокаров различного назначения – от такси до электробусов;
  • Studebaker – компания из Саут-Бенда, которая с 1902 по 1912 года выпустила около трехсот электрокаров;
  • Babcock Electric Carriage Company – производитель из Баффало. С 1906 по 1912 год компания выпустила около 400 электромобилей 9-ти различных моделей; Bailey Electric – компания из Эймсбури, которая за период с 1901 по 1915 год выпустила до десятка моделей электромобилей, большинство из которых были оборудованы откидной крышей

Как видим, ни один производитель электромобилей первой половины XX века даже близко не приблизился к объемам производства компании Anderson Electric Car Co. из Детройта Соединенные Штаты Америки стали центром индустрии электромобилестроения в первой половине XX века. Страны Европы и Азии такими масштабами похвастаться не могли. В большинстве случаев в свет выходили электрокары, тираж которых не превышал несколько десятков автомобилей

Контакты
Мы всегда на связи с Вами
Контакты
Мы всегда на связи с Вами

    Спасибо за сотрудничество и ожидание

    Наша команда уже получила Ваше сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время

    OK