За последние несколько десятилетий автомобильная промышленность стала свидетелем электромобильной трансформации, а Китай превратился в доминирующего игрока на мировом рынке автопроизводителей. От скромного начала до превращения в крупнейшего в мире производителя автомобилей китайские бренды превзошли ожидания и заняли значительное место на мировой арене
По результатам прошлого года китайский рынок стал крупнейшим, но он слишком большой чтобы не расширяться. В стране насчитывается 123 бренда, производственные мощности достигают 40 млн., а местный рынок составляет «только» 22 млн. Так почему же правительство до сих пор субсидирует эту отрасль?
Текущие тенденции
В последние годы китайские автомобильные бренды испытали экспоненциальный рост как на внутреннем, так и на международном рынках. Масштабы производства впечатляют: только в 2023 году Китай собрал 30,16 миллиона автомобилей
Этот рекорд укрепил позиции Китая как крупнейшего мирового производителя автомобилей, опередив традиционные автомобильные страны, такие как Соединенные Штаты и Япония. Забегая вперед, можно сказать, что прогнозы указывают на дальнейший рост: по предварительным оценкам, автомобильное производство в Китае превысит 31 миллион автомобилей в 2024 году
Только в январе 2024 года в Китае было произведено 2,41 миллиона автомобилей, что соответствует росту на 51,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Исходя из этих цифр, можно ожидать, что в 2024 году в Китае будет произведено более 40 миллионов автомобилей!
Краткая история китайской автопромышленности
Самый первый китайский автомобиль – Dongfeng CA71 – появился лишь в 1958 году. До 1949 года автомобильная промышленность Китая была преимущественно недоразвитой, а промышленность – отсталой. Однако после социалистических реформ, введенных в 1949 году, в Китае начался умеренный рост
Настоящий перелом наступил в 1980-х годах, когда Китай начал экономические реформы и открыл свои двери для иностранных инвестиций. Этот период ознаменовался значительным ростом, когда иностранные автопроизводители создавали совместные предприятия и собирали автомобили в Китае
Девяностые и двухтысячные годы прошли под всплеском активности китайской автомобильной промышленности, вызванной сочетанием нескольких факторов. Во-первых, вливание иностранных инвестиций в сектор. Именно тогда китайская автомобильная промышленность начала расти, как никогда раньше, а население начало массово покупать персональные автомобили
Во-вторых, выход европейских брендов на китайский рынок принес с собой передовые технологии, управленческий опыт и доступ к глобальным цепочкам поставок. Этот наплыв ресурсов и опыта вывел китайскую автомобильную промышленность на мировую арену
Экономический рост и государственная поддержка
Правительство Китая сыграло важную роль в превращении страны в крупнейшего автомобильного игрока, как с точки зрения собственности, так и с точки зрения продаж. Китай превратился в мировой центр производства, привлекая инвестиции от транснациональных корпораций, которые ищут доступ к огромному потребительскому рынку и квалифицированной рабочей силе Китая
Инвестиции Volkswagen в размере $700 миллионов в компанию XPeng Motors, инвестиции CYVN Holdings из Абу-Даби в размере $2,2 миллиарда в компанию Nio, инвестиции Министерства инвестиций Саудовской Аравии в размере $5,6 миллиарда в компанию Human Horizons – это лишь несколько примеров того, как крупные компании инвестируют в китайских автопроизводителей
Кроме того, китайское правительство начало инвестировать в автопроизводителей с целью стимулирования их роста. Вот перечень некоторых государственных предприятий:Aion, Avatr, BAIC, Baojun, Bestune, Brilliance, Changan, Chery, Dongfeng, Exeed, FAW, GAC, Hongqi, JAC, Jetour, King Long, MG Motor, SAIC, Sinotruk, Wuling
Одним из ключевых факторов успеха китайских автомобильных брендов стала их доступная цена. Китайские автомобили известны тем, что предлагают исключительное соотношение цены и качества, причем цены на них значительно ниже, чем на иностранные аналоги. Доступность сделала владение автомобилями в Китае привычным явлением и позволила миллионам потребителей получить доступ к современному транспорту по доступной цене. Местные автопроизводители сейчас копируют эту же стратегию по всему миру
Экономия от масштаба и эффективное производство
Китайская автомобильная промышленность достигла такого уровня ценовой конкурентоспособности благодаря эффективным технологиям и массовому производству. Кроме того, совместное использование деталей и платформ было выведено на совершенно новый уровень. Например, подавляющее большинство китайских автомобилей оснащается 1,5-литровыми, 1,6-литровыми или 2,0-литровыми рядными 4-цилиндровыми турбо-бензиновыми двигателями
Эти двигатели производятся в больших масштабах, а затем используются всеми китайскими производителями. Таким образом, затраты на разработку совершенно нового двигателя для нового автомобиля сводятся к нулю. Так же трансмиссии, производственные платформы, сенсорные экраны, электродвигатели, аккумуляторы и т.д. – все это используется совместно несколькими автомобилями. В результате, благодаря экономии на масштабах, автомобили становятся дешевле
Куда дальше?
Проблема избытка производственных мощностей в Китае разрушает планы автопроизводителей, особенно тех, кто продвигает новые технологии. Производственные линии, построенные для автомобилей с ДВС, выпускают машины, которые продаются все хуже. Между тем, электромобили и гибриды, которые потенциально могли бы поглотить этот избыток мощностей, сталкиваются с собственными проблемами из-за более широких экономических проблем
В прошлом году фактически каждый из 123 китайских брендов предложил по крайней мере одну электрическую модель, сообщает Wall Street Journal. И даже такие компании, как Zhido, которая обанкротилась в 2019 году, возвращаются из мертвых благодаря инвесторам. Это подтолкнуло производителей электромобилей к жестокой ценовой войне, поскольку они пытаются завоевать покупателей, которые избалованы огромным выбором
Неудивительно, что автопроизводители стремятся освоить новые рынки, что привело к пятикратному увеличению экспорта автомобилей из Китая между 2020 и 2023 годами. В том числе за счет России, из которой ушли сознательные автопроизводители, а на их место хлынул поток китайских автопроизводителей, что привело к торговому эмбарго со стороны США и их союзников
Китайские автопроизводители стремятся продавать свои электромобили за рубежом, что вызывает беспокойство как среди западных конкурентов, так и среди правительств. В США Белый дом уже предпринимает шаги для защиты отечественного автопрома, в том числе повышает тарифы для защиты внутреннего производства, тогда как Европейский Союз расследует китайские субсидии на электромобили, чтобы аналогично поступить
Вывод
Так почему Китай субсидирует отрасль, которая уже сталкивается с избытком мощностей? Это связано с желанием правительства страны поддержать своих автопроизводителей на мировой арене, а также с его усилиями поддержать экономический рост и сохранить рабочие места на фоне более широких экономических вызовов. Все больше макроэкономистов предсказывают упадок китайской экономики из-за ее перегрева, и последствия этого могут быть непредсказуемыми
Поддержка правительства означает, что даже убыточные автопроизводители могут наращивать производство автомобилей. В 2023 году только четыре из 123 автопроизводителей, производящих электромобили в стране, продали более 400 000 автомобилей – это BYD, Tesla, Aion и Wuling. И наращивание производства в такой жесткой борьбе за покупателя неизбежно, если компании хотят оставаться безубыточными, хотя это удается далеко не всем
Такая ситуация заставляет некоторых китайских чиновников призывать к консолидации в автомобильной промышленности. Однако, экспансивное мышление, которое исповедует национальное правительство, все еще преобладает. Изменится ли такая стратегия, мы узнаем в ближайшие несколько лет
Читать дальше
Похожие записиЧитать дальше
Последние новости, которые могут вас заинтересовать
-
Jaguar Type 00 – радикальный концепт, предвещающий новую эру электромобилей
Jaguar представил Type 00, концепт, который знаменует новый этап в истории бренда. Этот инновационный электромобиль сочетает передовые технологии, смелый дизайн и отсылки к легендарным моделям Jaguar. Type 00 станет основой для серийного электрического седана, дебют которого ожидается в конце 2025 года, а старт продаж — в первой половине 2026 года Type 00 входит в полностью […]
3 December 2024 -
Tata Motors готовит компактный электрический кроссовер Sierra
Индийская компания Tata Motors, владелец бренда Land Rover, готовится представить новый компактный кроссовер Sierra, который уже называют «маленьким Defender». Видно, что его создавали, вдохновившись формами культового британского внедорожника, что заметно в его квадратном дизайне с плавающей линией крыши и скрытыми ручками дверей. Sierra будет доступна в трех вариантах — с бензиновым, дизельным двигателями и электрической […]
30 June 2025 -
Cadillac Optiq разместился на ступеньку ниже Lyriq
Электрический кроссовер Cadillac Optiq займет нишу начальной модели премиального американского бренда. Он имеет длину 4822 мм, ширину 1912 мм и высоту 1644 мм с колесной базой длиной 2954 мм. То есть, новинка на 178 мм короче Lyriq и имеет на 140 мм меньшее расстояние между колесами Интерьер наследует дизайн более крупного собрата и имеет 33-дюймовый […]
3 May 2024