Китайским автопроизводителям не выжить без экспансии? — photo 8891

Китайским автопроизводителям не выжить без экспансии?

07.05.2024

За последние несколько десятилетий автомобильная промышленность стала свидетелем электромобильной трансформации, а Китай превратился в доминирующего игрока на мировом рынке автопроизводителей. От скромного начала до превращения в крупнейшего в мире производителя автомобилей китайские бренды превзошли ожидания и заняли значительное место на мировой арене

По результатам прошлого года китайский рынок стал крупнейшим, но он слишком большой чтобы не расширяться. В стране насчитывается 123 бренда, производственные мощности достигают 40 млн., а местный рынок составляет «только» 22 млн. Так почему же правительство до сих пор субсидирует эту отрасль?

Текущие тенденции 

В последние годы китайские автомобильные бренды испытали экспоненциальный рост как на внутреннем, так и на международном рынках. Масштабы производства впечатляют: только в 2023 году Китай собрал 30,16 миллиона автомобилей

Китайским автопроизводителям не выжить без экспансии? — photo 2

Этот рекорд укрепил позиции Китая как крупнейшего мирового производителя автомобилей, опередив традиционные автомобильные страны, такие как Соединенные Штаты и Япония. Забегая вперед, можно сказать, что прогнозы указывают на дальнейший рост: по предварительным оценкам, автомобильное производство в Китае превысит 31 миллион автомобилей в 2024 году

Только в январе 2024 года в Китае было произведено 2,41 миллиона автомобилей, что соответствует росту на 51,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Исходя из этих цифр, можно ожидать, что в 2024 году в Китае будет произведено более 40 миллионов автомобилей!

Краткая история китайской автопромышленности

Самый первый китайский автомобиль – Dongfeng CA71 – появился лишь в 1958 году. До 1949 года автомобильная промышленность Китая была преимущественно недоразвитой, а промышленность – отсталой. Однако после социалистических реформ, введенных в 1949 году, в Китае начался умеренный рост

Китайским автопроизводителям не выжить без экспансии? — photo 3
Dongfeng CA71

Настоящий перелом наступил в 1980-х годах, когда Китай начал экономические реформы и открыл свои двери для иностранных инвестиций. Этот период ознаменовался значительным ростом, когда иностранные автопроизводители создавали совместные предприятия и собирали автомобили в Китае

Девяностые и двухтысячные годы прошли под всплеском активности китайской автомобильной промышленности, вызванной сочетанием нескольких факторов. Во-первых, вливание иностранных инвестиций в сектор. Именно тогда китайская автомобильная промышленность начала расти, как никогда раньше, а население начало массово покупать персональные автомобили 

Во-вторых, выход европейских брендов на китайский рынок принес с собой передовые технологии, управленческий опыт и доступ к глобальным цепочкам поставок. Этот наплыв ресурсов и опыта вывел китайскую автомобильную промышленность на мировую арену

Экономический рост и государственная поддержка

Правительство Китая сыграло важную роль в превращении страны в крупнейшего автомобильного игрока, как с точки зрения собственности, так и с точки зрения продаж. Китай превратился в мировой центр производства, привлекая инвестиции от транснациональных корпораций, которые ищут доступ к огромному потребительскому рынку и квалифицированной рабочей силе Китая

Инвестиции Volkswagen в размере $700 миллионов в компанию XPeng Motors, инвестиции CYVN Holdings из Абу-Даби в размере $2,2 миллиарда в компанию Nio, инвестиции Министерства инвестиций Саудовской Аравии в размере $5,6 миллиарда в компанию Human Horizons – это лишь несколько примеров того, как крупные компании инвестируют в китайских автопроизводителей

Кроме того, китайское правительство начало инвестировать в автопроизводителей с целью стимулирования их роста. Вот перечень некоторых государственных предприятий:Aion, Avatr, BAIC, Baojun, Bestune, Brilliance, Changan, Chery, Dongfeng, Exeed, FAW, GAC, Hongqi, JAC, Jetour, King Long, MG Motor, SAIC, Sinotruk, Wuling

Китайским автопроизводителям не выжить без экспансии? — photo 4

Одним из ключевых факторов успеха китайских автомобильных брендов стала их доступная цена. Китайские автомобили известны тем, что предлагают исключительное соотношение цены и качества, причем цены на них значительно ниже, чем на иностранные аналоги. Доступность сделала владение автомобилями в Китае привычным явлением и позволила миллионам потребителей получить доступ к современному транспорту по доступной цене. Местные автопроизводители сейчас копируют эту же стратегию по всему миру

Экономия от масштаба и эффективное производство

Китайская автомобильная промышленность достигла такого уровня ценовой конкурентоспособности благодаря эффективным технологиям и массовому производству. Кроме того, совместное использование деталей и платформ было выведено на совершенно новый уровень. Например, подавляющее большинство китайских автомобилей оснащается 1,5-литровыми, 1,6-литровыми или 2,0-литровыми рядными 4-цилиндровыми турбо-бензиновыми двигателями

Китайским автопроизводителям не выжить без экспансии? — photo 5

Эти двигатели производятся в больших масштабах, а затем используются всеми китайскими производителями. Таким образом, затраты на разработку совершенно нового двигателя для нового автомобиля сводятся к нулю. Так же трансмиссии, производственные платформы, сенсорные экраны, электродвигатели, аккумуляторы и т.д. – все это используется совместно несколькими автомобилями. В результате, благодаря экономии на масштабах, автомобили становятся дешевле

Куда дальше?

Проблема избытка производственных мощностей в Китае разрушает планы автопроизводителей, особенно тех, кто продвигает новые технологии. Производственные линии, построенные для автомобилей с ДВС, выпускают машины, которые продаются все хуже. Между тем, электромобили и гибриды, которые потенциально могли бы поглотить этот избыток мощностей, сталкиваются с собственными проблемами из-за более широких экономических проблем

В прошлом году фактически каждый из 123 китайских брендов предложил по крайней мере одну электрическую модель, сообщает Wall Street Journal. И даже такие компании, как Zhido, которая обанкротилась в 2019 году, возвращаются из мертвых благодаря инвесторам. Это подтолкнуло производителей электромобилей к жестокой ценовой войне, поскольку они пытаются завоевать покупателей, которые избалованы огромным выбором

Китайским автопроизводителям не выжить без экспансии? — photo 6

Неудивительно, что автопроизводители стремятся освоить новые рынки, что привело к пятикратному увеличению экспорта автомобилей из Китая между 2020 и 2023 годами. В том числе за счет России, из которой ушли сознательные автопроизводители, а на их место хлынул поток китайских автопроизводителей, что привело к торговому эмбарго со стороны США и их союзников

Китайские автопроизводители стремятся продавать свои электромобили за рубежом, что вызывает беспокойство как среди западных конкурентов, так и среди правительств. В США Белый дом уже предпринимает шаги для защиты отечественного автопрома, в том числе повышает тарифы для защиты внутреннего производства, тогда как Европейский Союз расследует китайские субсидии на электромобили, чтобы аналогично поступить

Вывод

Так почему Китай субсидирует отрасль, которая уже сталкивается с избытком мощностей? Это связано с желанием правительства страны поддержать своих автопроизводителей на мировой арене, а также с его усилиями поддержать экономический рост и сохранить рабочие места на фоне более широких экономических вызовов. Все больше макроэкономистов предсказывают упадок китайской экономики из-за ее перегрева, и последствия этого могут быть непредсказуемыми 

Китайским автопроизводителям не выжить без экспансии? — photo 7

Поддержка правительства означает, что даже убыточные автопроизводители могут наращивать производство автомобилей. В 2023 году только четыре из 123 автопроизводителей, производящих электромобили в стране, продали более 400 000 автомобилей – это BYD, Tesla, Aion и Wuling. И наращивание производства в такой жесткой борьбе за покупателя неизбежно, если компании хотят оставаться безубыточными, хотя это удается далеко не всем 

Такая ситуация заставляет некоторых китайских чиновников призывать к консолидации в автомобильной промышленности. Однако, экспансивное мышление, которое исповедует национальное правительство, все еще преобладает. Изменится ли такая стратегия, мы узнаем в ближайшие несколько лет

Контакты
Мы всегда на связи с Вами
Контакты
Мы всегда на связи с Вами

    Спасибо за сотрудничество и ожидание

    Наша команда уже получила Ваше сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время

    OK