Не волнуйтесь о больших батареях – в электромобилях ломается совсем другое — photo 33602

Не волнуйтесь о больших батареях – в электромобилях ломается совсем другое

07.03.2025

Многие сомневаются в надежности аккумуляторов электромобилей, опасаясь, что они быстро выходят из строя. Это один из первых вопросов, который задают потенциальные покупатели: «Сколько прослужит батарея?». Но современные тяговые батареи редко становятся проблемой. Вместо этого главным виновником неисправностей становится маленькая 12-вольтовая батарея, из-за которой можно застрять на парковке даже с полностью заряженным основным аккумулятором

Водители авто с ДВС хорошо знакомы с этим явлением. Они знают, что если стартерная 12-вольтовая свинцово-кислотная батарея разрядится, двигатель просто не заведется. Но электромобили, несмотря на огромный основной аккумулятор, тоже зависят от этой маленькой батареи. Она отвечает за питание информационно-развлекательной системы, электронных блоков управления, системы бесключевого доступа и связи. Если этот небольшой аккумулятор выйдет из строя, электромобиль останется неподвижным, независимо от того, сколько заряда в главном аккумуляторе

Не волнуйтесь о больших батареях – в электромобилях ломается совсем другое — photo 2

Как работает 12-вольтовая система в электромобилях?

Чтобы понять проблему, стоит разобраться, как электромобили заряжают свои 12-вольтовые батареи. Они используют DC/DC-преобразователь, который снижает напряжение с основного аккумулятора (300-900 В) до 14 В, необходимых для зарядки вспомогательной батареи

Не волнуйтесь о больших батареях – в электромобилях ломается совсем другое — photo 3
Конвертер DC-to-DC производства Bosch

Существуют два основных подхода к управлению этой системой. Большинство производителей заряжают 12-вольтовую батарею только тогда, когда автомобиль включен, так же, как это делают авто с ДВС. В такой схеме, когда электромобиль выключен, расход энергии минимален, и батареи должно хватить на несколько недель. Производители выбирают этот метод из соображений безопасности, ведь они не хотят активировать высоковольтную систему без участия водителя

Не волнуйтесь о больших батареях – в электромобилях ломается совсем другое — photo 4

Другой подход предусматривает автоматическое включение основного аккумулятора, когда 12-вольтовая батарея начинает разряжаться. Например, в первых версиях Rivian R1T и R1S это приводило к так называемому «вампирскому разряду», когда авто постоянно потребляло энергию даже в состоянии покоя. В результате водители замечали значительную потерю заряда за ночь. Кроме того, непрерывная зарядка приводила к преждевременному износу 12-вольтовой батареи, из-за чего автомобиль мог полностью отказать в работе

Почему 12-вольтовые батареи в электромобилях выходят из строя?

Проблемы могут возникать из-за плохо спроектированных систем управления питанием. Например, в Hyundai Ioniq 5, Kia EV6 и Genesis обнаружен дефект интегрированного зарядного модуля ICCU, который отвечает за зарядку 12-вольтовой батареи. Выход из строя транзистора в этом модуле делал батарею неспособной принимать заряд, и через определенное время водитель просто терял возможность управлять авто. Hyundai пыталась исправить эту проблему, но даже после нескольких отзывов некоторые водители продолжают жаловаться на неисправность

Не волнуйтесь о больших батареях – в электромобилях ломается совсем другое — photo 5

С этой же проблемой сталкивались и другие автопроизводители. Volkswagen испытывал трудности с 12-вольтовыми батареями в ID.3, а Chevrolet Bolt на ранних этапах производства тоже имел подобные «детские болезни». Даже Toyota, которая считается эталоном надежности, на первой версии bZ4X допустила ошибку, из-за которой электромобиль мог оставить водителя без питания посреди дороги

Является ли это долговременной проблемой для электромобилей?

Как и в любой индустрии, со временем ситуация улучшается. Старые модели Tesla и GM имели трудности с 12-вольтовыми батареями, но в новых поколениях эти проблемы почти исчезли. Rivian во втором поколении R1 обновила систему, введя капельную зарядку, которая больше не включает весь автомобиль просто для зарядки 12-вольтовой батареи

Автопроизводители постепенно приходят к тому, что 12-вольтовая система больше не справляется с требованиями современных автомобилей. Количество электроники, сенсоров, дисплеев и различных модулей постоянно растет, и все эти компоненты требуют питания даже тогда, когда автомобиль выключен. Функции дистанционного запуска, бесключевого доступа, автопарковки и «умного» освещения заставляют батареи работать в режиме постоянной нагрузки

Не волнуйтесь о больших батареях – в электромобилях ломается совсем другое — photo 6

Некоторые производители уже начинают внедрять 48-вольтовые системы. Tesla Cybertruck стал первым серийным электромобилем, который использует 48-вольтовую вспомогательную батарею, которая гораздо эффективнее традиционных 12-вольтовых аналогов. Кроме того, автопроизводители начинают использовать аккумуляторы глубокого разряда, которые выдерживают частые циклы зарядки и разрядки

Проблема 12-вольтовых батарей не является сугубо проблемой электромобилей. Это общая тенденция для всего автопрома. Современные автомобили становятся все сложнее, и автопроизводители вынуждены адаптироваться. Электромобили, как и традиционные авто, переживают период «взросления», и с каждым годом они становятся надежнее. Как только производители полностью адаптируют лучшие системы питания, проблема 12-вольтовых батарей останется в прошлом

Контакты
Мы всегда на связи с Вами
Контакты
Мы всегда на связи с Вами

    Спасибо за сотрудничество и ожидание

    Наша команда уже получила Ваше сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время

    OK