Чистая энергия без грязи: ученые создают батарею без токсичных компонентов
На фоне бешеного спроса на литий-ионные батареи, который, по прогнозам компании McKinsey & Company, к 2030 году вырастет с 700 гигаватт-часов до ошеломляющих 4,7 тераватт-часов, все чаще звучит один неудобный вопрос: что будет с этими батареями после того, как они завершат свою «экологическую» жизнь?
Ведь современные аккумуляторы электромобилей скрывают темную сторону – они не только содержат редкоземельные элементы, но и так называемые «вечные химикаты» PFAS (пер- и полифторалкильные вещества), которые применяются в катодах и электролитах. Эти вещества не разлагаются в окружающей среде, могут попадать в организм через воду и пищу и ассоциируются с серьезными рисками для здоровья – от воздействия на репродуктивную систему до развития онкологии. Да, именно они придают вашим сковородкам эффект антипригара, а батареям – стабильность структуры
Батарея без PFAS: научная фантастика или уже реальность?
Команда исследователей из Школы молекулярной инженерии Притцкера при Университете Чикаго заявила: хватит травить планету и самих себя. Они разработали экспериментальную EV-батарею, которая работает без использования PFAS – и при этом не теряет производительности. Вместо токсичного фторированного электролита они создали новый, так называемый «нефторированный растворитель», который демонстрирует лучшие показатели ионного связывания и стабильность циклов в чрезвычайных температурных условиях – от +16 до -40 °C
Звучит как магия, но речь идет не только о температуре. Эти батареи сохраняют емкость дольше, обеспечивают высокую плотность энергии и лучше переносят глубокие разряды. Иными словами – они живут дольше, сохраняя нервы владельца и ресурсы планеты
Опасность рядом: что будет с миллионами батарей через 10 лет?
Проблема утилизации батарей электромобилей не только экологическая, но и логистическая. Если до конца десятилетия на переработку поступят миллионы отработанных аккумуляторов, содержащих PFAS, риски для почв, воды и живых организмов будут колоссальными. Агентство по охране окружающей среды США уже предупреждает о влиянии PFAS на развитие детей, репродуктивное здоровье и даже уровень иммунитета
Пока электромобильная индустрия гонится за быстрым рыночным успехом по принципу «сначала продай, потом подумай», ученые пытаются решить проблему еще на этапе проектирования. И хотя батареи без PFAS еще не вышли из лабораторий, их появление может стать важным шагом к настоящей «зеленой» мобильности
Потому что экологическая технология – это не только об отсутствии выхлопов, но и об ответственности за то, что останется после нас. И возможно, в будущем мы сможем заряжать электромобиль без страха оставить после себя ядовитое наследие
Читать дальше
Похожие записиКомпания BYD демонстрирует рекордные продажи электромобилей, однако на внутреннем рынке Китая она сталкивается с проблемами В мае 2025 года BYD реализовала 382 476 новых энергоэффективных транспортных средств (NEV), что стало лучшим месячным результатом текущего года. Общий объем продаж за первые пять месяцев составил более 1,76 миллиона единиц, в том числе 1,73 миллиона легковых автомобилей. Основной […]
27 June 2025Администрация Трампа понесла существенный удар в деле финансирования зарядной инфраструктуры для электромобилей Окружной судья в Вашингтоне постановил разблокировать миллиардные средства, выделенные Конгрессом на Национальную программу развития сети зарядных станций для электротранспорта. В своем решении судья подчеркнула, что Конгресс одобрил выделение пяти миллиардов долларов на стратегическое развертывание инфраструктуры и создание единой сети для сбора данных и […]
27 June 2025И хотя это пока концепт, фактически перед нами серийный Mercedes-AMG GT 4-Door нового поколения Концепт GT XX оснащен тремоторной силовой установкой на базе осевых электродвигателей Yasa, которые выдают более 1341 л.с. (1000 кВт). Один мотор установлен спереди, а два сзади, они обеспечивают полный привод с динамическим распределением момента. Разгон до 100 км/ч занимает менее 2,5 […]
27 June 2025Читать дальше
Больше об этой теме в нашем блоге