Чистая энергия без грязи: ученые создают батарею без токсичных компонентов
На фоне бешеного спроса на литий-ионные батареи, который, по прогнозам компании McKinsey & Company, к 2030 году вырастет с 700 гигаватт-часов до ошеломляющих 4,7 тераватт-часов, все чаще звучит один неудобный вопрос: что будет с этими батареями после того, как они завершат свою «экологическую» жизнь?
Ведь современные аккумуляторы электромобилей скрывают темную сторону – они не только содержат редкоземельные элементы, но и так называемые «вечные химикаты» PFAS (пер- и полифторалкильные вещества), которые применяются в катодах и электролитах. Эти вещества не разлагаются в окружающей среде, могут попадать в организм через воду и пищу и ассоциируются с серьезными рисками для здоровья – от воздействия на репродуктивную систему до развития онкологии. Да, именно они придают вашим сковородкам эффект антипригара, а батареям – стабильность структуры
Батарея без PFAS: научная фантастика или уже реальность?
Команда исследователей из Школы молекулярной инженерии Притцкера при Университете Чикаго заявила: хватит травить планету и самих себя. Они разработали экспериментальную EV-батарею, которая работает без использования PFAS – и при этом не теряет производительности. Вместо токсичного фторированного электролита они создали новый, так называемый «нефторированный растворитель», который демонстрирует лучшие показатели ионного связывания и стабильность циклов в чрезвычайных температурных условиях – от +16 до -40 °C
Звучит как магия, но речь идет не только о температуре. Эти батареи сохраняют емкость дольше, обеспечивают высокую плотность энергии и лучше переносят глубокие разряды. Иными словами – они живут дольше, сохраняя нервы владельца и ресурсы планеты
Опасность рядом: что будет с миллионами батарей через 10 лет?
Проблема утилизации батарей электромобилей не только экологическая, но и логистическая. Если до конца десятилетия на переработку поступят миллионы отработанных аккумуляторов, содержащих PFAS, риски для почв, воды и живых организмов будут колоссальными. Агентство по охране окружающей среды США уже предупреждает о влиянии PFAS на развитие детей, репродуктивное здоровье и даже уровень иммунитета
Пока электромобильная индустрия гонится за быстрым рыночным успехом по принципу «сначала продай, потом подумай», ученые пытаются решить проблему еще на этапе проектирования. И хотя батареи без PFAS еще не вышли из лабораторий, их появление может стать важным шагом к настоящей «зеленой» мобильности
Потому что экологическая технология – это не только об отсутствии выхлопов, но и об ответственности за то, что останется после нас. И возможно, в будущем мы сможем заряжать электромобиль без страха оставить после себя ядовитое наследие
Читать дальше
Похожие записиПрезидент General Motors Марк Ройсс убежден, что новые литий-марганцевые аккумуляторы (LMR) способны открыть путь к появлению средних электрогрузовиков — сегмента, который до сих пор оставался пустым из-за технических ограничений. В подкасте Plugged-In он объяснил, что главная причина отсутствия таких моделей состоит именно в аккумуляторах. Современные батареи слишком большие и тяжелые, чтобы уместиться в компактные пикапы […]
20 October 2025Мировая премьера MAN Lion’s Coach E стала настоящей сенсацией: первый европейский электрический туристический автобус получил престижную награду «Устойчивый автобус года 2026» в категории туристических моделей. Награда вручена во время торжественного гала-вечера на Busworld Europe в Брюсселе. Международное жюри высоко оценило мощность электродвигателя, большой запас хода, комфорт, безопасность и эффективность новинки. Для MAN эта победа стала […]
20 October 2025Более 115 000 электромобилей и гибридов с подзарядкой от сети должны посетить официальные дилерские сервисы компании на проверку из-за выявленных технических проблем. Такое решение принято после расследования Государственной администрации по регулированию рынка Китая, выявившей дефекты в конструкции и компонентах аккумуляторов Компания подала официальный план отзыва, охватывающий две отдельные серии автомобилей Первой стала линейка Tang PHEV, […]
20 October 2025Читать дальше
Больше об этой теме в нашем блоге