Научное сообщество в основном пришло к консенсусу, что электромобили являются более экологически чистым видом транспорта по сравнению с автомобилями, оснащенными двигателями внутреннего сгорания. Однако дискуссии на эту тему периодически возобновляются, иногда даже на уровне руководства крупнейших автомобильных корпораций мира. Недавнее заявление председателя правления Toyota, Акио Тойоды, о том, что один электромобиль по уровню выбросов эквивалентен трем гибридным автомобилям, вызвало значительный резонанс и требует детального анализа
В своем интервью Акио Тойода отметил, что 27 миллионов проданных гибридов Toyota имели такой же эффект на сокращение выбросов, как и 9 миллионов аккумуляторных электромобилей (BEV). Он подчеркнул, что если бы в Японии было произведено 9 миллионов электрокаров, это могло бы даже увеличить углеродные выбросы из-за зависимости энергосистемы страны от тепловых электростанций. Этот тезис основан на концепции «многовекторного подхода» Toyota, которая предусматривает развитие различных типов силовых установок, включая гибриды, водородные элементы и электромобили, для достижения углеродной нейтральности

Сравнение полного жизненного цикла электромобилей и гибридов сложнее, чем может показаться на первый взгляд
Ключевым аргументом против электрокаров являются значительные выбросы, образующиеся при добыче сырья для аккумуляторов (лития, кобальта, никеля) и непосредственно в процессе их производства. Из-за этого электромобиль сходит с конвейера с большим «углеродным долгом» — условным показателем выбросов, накопленных еще до начала эксплуатации. По данным исследования, опубликованного в научном журнале IOP Science, на этапе производства гибридный автомобиль генерирует от 6 до 9 метрических тонн CO₂, тогда как для электромобиля этот показатель составляет от 11 до 14 тонн
Однако эта картина кардинально меняется, как только автомобиль выезжает на дорогу
С каждым километром пробега электромобиль начинает «погашать» свой первоначальный углеродный долг благодаря нулевым выбросам во время движения, тогда как гибридный автомобиль продолжает накапливать их. Точка, в которой суммарные выбросы электромобиля становятся меньше, чем у гибрида, называется точкой безубыточности. Исследование Аргонской национальной лаборатории США за 2023 год показало, что для компенсации производственных выбросов электромобилю нужно проехать около 31 000 километров. Другое исследование, опубликованное в журнале Nature, называет несколько более высокую цифру — около 45 000 километров. Учитывая средний срок эксплуатации автомобиля, электрокар в долгосрочной перспективе становится значительно более чистым вариантом

Важным фактором является источник электроэнергии, однако его влияние часто переоценивают
Даже при зарядке от электросети с высокой долей ископаемого топлива, электромобили демонстрируют преимущество. Согласно калькулятору выбросов Министерства энергетики США, Tesla Model Y в штате Западная Вирджиния, который в значительной степени зависит от угольных электростанций, производит 149 граммов CO₂ на милю, тогда как Toyota Prius Plug-In Hybrid — 177 граммов. В Калифорнии, где преобладают возобновляемые источники энергии, разрыв становится еще больше: 80 граммов для Model Y против 130 граммов для Prius PHEV
Кроме того, необходимо учитывать операционную эффективность. Двигатель внутреннего сгорания преобразует в полезную энергию только 20-40% топлива, остальное теряется в виде тепла. Электродвигатель, наоборот, передает на колеса более 90% энергии. Если же учитывать всю цепочку от добычи сырья до движения («well-to-wheel»), преимущество электрокаров становится еще более очевидным, ведь они не требуют энергозатратных процессов бурения, транспортировки и переработки нефти

Будущие тенденции также свидетельствуют в пользу электромобилей
Мировые энергосистемы все активнее переходят на возобновляемые источники, что автоматически делает эксплуатацию электрокаров более чистой. Развиваются новые типы аккумуляторов, такие как литий-железо-фосфатные (LFP), которые требуют меньше редких минералов и являются менее углеродоемкими в производстве. Наконец, развитие индустрии переработки аккумуляторов, таких как проекты компании Redwood Materials, обещает создание замкнутого цикла, что значительно уменьшит потребность в добыче нового сырья
Таким образом, заявление Акио Тойоды может быть справедливым только для очень узкого сценария: эксплуатация в регионе с чрезвычайно «грязной» энергосетью и при условии, что гибриды используются преимущественно в городском цикле с частыми остановками, где рекуперативное торможение работает наиболее эффективно. В подавляющем большинстве случаев и в долгосрочной перспективе полный анализ жизненного цикла подтверждает, что электромобили являются более экологически устойчивым решением и наиболее перспективным путем к безуглеродному будущему транспорта
Читать дальше
Похожие записиБлагодаря AI сложные и долгие процессы упрощаются, а время разработки заметно сокращается. Чтобы проверить возможности новой технологии на практике, один профессиональный дизайнер поставил себе амбициозную задачу – за один день создать полноценный концепт-кар, начиная с нескольких эскизов от руки и завершая фотореалистичными изображениями, сгенерированными исключительно с помощью ИИ Автором эксперимента стал Антонен Коэн, французский автомобильный […]
14 декабря 2025
Инженеры BMW работают в ускоренном режиме, ведь до конца 2027 компания планирует вывести на рынок около сорока новых или глубоко обновленных моделей Neue Klasse. Среди них оказался следующий X7, который недавно был замечен во время тестов в Германии. Под камуфляжем автомобиль выглядит как легкий рестайлинг, но на самом деле речь идет о полноценной смене поколения. […]
14 декабря 2025
Компания Unplugged Performance представила новые кованые колеса, разработанные специально для электрического пикапа Tesla. Производитель обещает высокую прочность, надежную защиту от бордюров и характеристики, близкие к заводским решениям Unplugged Performance известна своими громкими заявлениями В начале года компания назвала свои колеса Road Warrior для Tesla Model 3 и Model Y первыми в мире «уничтоженными». Теперь инженеры […]
14 декабря 2025
Читать дальше
Больше об этой теме в нашем блоге