Научное сообщество в основном пришло к консенсусу, что электромобили являются более экологически чистым видом транспорта по сравнению с автомобилями, оснащенными двигателями внутреннего сгорания. Однако дискуссии на эту тему периодически возобновляются, иногда даже на уровне руководства крупнейших автомобильных корпораций мира. Недавнее заявление председателя правления Toyota, Акио Тойоды, о том, что один электромобиль по уровню выбросов эквивалентен трем гибридным автомобилям, вызвало значительный резонанс и требует детального анализа
В своем интервью Акио Тойода отметил, что 27 миллионов проданных гибридов Toyota имели такой же эффект на сокращение выбросов, как и 9 миллионов аккумуляторных электромобилей (BEV). Он подчеркнул, что если бы в Японии было произведено 9 миллионов электрокаров, это могло бы даже увеличить углеродные выбросы из-за зависимости энергосистемы страны от тепловых электростанций. Этот тезис основан на концепции «многовекторного подхода» Toyota, которая предусматривает развитие различных типов силовых установок, включая гибриды, водородные элементы и электромобили, для достижения углеродной нейтральности
Сравнение полного жизненного цикла электромобилей и гибридов сложнее, чем может показаться на первый взгляд
Ключевым аргументом против электрокаров являются значительные выбросы, образующиеся при добыче сырья для аккумуляторов (лития, кобальта, никеля) и непосредственно в процессе их производства. Из-за этого электромобиль сходит с конвейера с большим «углеродным долгом» — условным показателем выбросов, накопленных еще до начала эксплуатации. По данным исследования, опубликованного в научном журнале IOP Science, на этапе производства гибридный автомобиль генерирует от 6 до 9 метрических тонн CO₂, тогда как для электромобиля этот показатель составляет от 11 до 14 тонн
Однако эта картина кардинально меняется, как только автомобиль выезжает на дорогу
С каждым километром пробега электромобиль начинает «погашать» свой первоначальный углеродный долг благодаря нулевым выбросам во время движения, тогда как гибридный автомобиль продолжает накапливать их. Точка, в которой суммарные выбросы электромобиля становятся меньше, чем у гибрида, называется точкой безубыточности. Исследование Аргонской национальной лаборатории США за 2023 год показало, что для компенсации производственных выбросов электромобилю нужно проехать около 31 000 километров. Другое исследование, опубликованное в журнале Nature, называет несколько более высокую цифру — около 45 000 километров. Учитывая средний срок эксплуатации автомобиля, электрокар в долгосрочной перспективе становится значительно более чистым вариантом
Важным фактором является источник электроэнергии, однако его влияние часто переоценивают
Даже при зарядке от электросети с высокой долей ископаемого топлива, электромобили демонстрируют преимущество. Согласно калькулятору выбросов Министерства энергетики США, Tesla Model Y в штате Западная Вирджиния, который в значительной степени зависит от угольных электростанций, производит 149 граммов CO₂ на милю, тогда как Toyota Prius Plug-In Hybrid — 177 граммов. В Калифорнии, где преобладают возобновляемые источники энергии, разрыв становится еще больше: 80 граммов для Model Y против 130 граммов для Prius PHEV
Кроме того, необходимо учитывать операционную эффективность. Двигатель внутреннего сгорания преобразует в полезную энергию только 20-40% топлива, остальное теряется в виде тепла. Электродвигатель, наоборот, передает на колеса более 90% энергии. Если же учитывать всю цепочку от добычи сырья до движения («well-to-wheel»), преимущество электрокаров становится еще более очевидным, ведь они не требуют энергозатратных процессов бурения, транспортировки и переработки нефти

Будущие тенденции также свидетельствуют в пользу электромобилей
Мировые энергосистемы все активнее переходят на возобновляемые источники, что автоматически делает эксплуатацию электрокаров более чистой. Развиваются новые типы аккумуляторов, такие как литий-железо-фосфатные (LFP), которые требуют меньше редких минералов и являются менее углеродоемкими в производстве. Наконец, развитие индустрии переработки аккумуляторов, таких как проекты компании Redwood Materials, обещает создание замкнутого цикла, что значительно уменьшит потребность в добыче нового сырья
Таким образом, заявление Акио Тойоды может быть справедливым только для очень узкого сценария: эксплуатация в регионе с чрезвычайно «грязной» энергосетью и при условии, что гибриды используются преимущественно в городском цикле с частыми остановками, где рекуперативное торможение работает наиболее эффективно. В подавляющем большинстве случаев и в долгосрочной перспективе полный анализ жизненного цикла подтверждает, что электромобили являются более экологически устойчивым решением и наиболее перспективным путем к безуглеродному будущему транспорта
Читать дальше
Похожие записиКомпания BMW готовится к выходу нового поколения своих электромобилей на платформе Neue Klasse, делая ставку не только на мощность, но и на абсолютную надежность аккумуляторов. Немецкий бренд обещает будущим владельцам своих электрокаров забыть о проблемах с батареей — главным элементом, который часто вызывает беспокойство среди потенциальных покупателей электромобилей BMW внедряет подход «ноль дефектов» при производстве […]
12 July 2025Китайский автопроизводитель BYD сделал громкое заявление, которое может существенно изменить представление о безопасности функций автономной парковки Компания не только обновляет свою систему помощи водителю под названием God’s Eye, но и берет на себя полную ответственность за ее действия. Впервые в мире автопроизводитель гарантирует, что если автомобиль с этой системой повредит другую машину во время самостоятельной […]
12 July 2025Новый Hyundai Ioniq 6 N — это флагман электрических спортивных седанов компании, способный подарить настоящие эмоции от вождения. Если Porsche Taycan или Lucid Air стоят более 100 тысяч долларов, то Ioniq 6 N — гораздо более доступная, но не менее азартная альтернатива В основе модели — знакомая силовая установка от Ioniq 5 N, но в […]
12 July 2025Читать дальше
Больше об этой теме в нашем блоге