Почему Tesla теряет позиции в США и Европе?
После рекордных результатов 2023 года – когда Tesla была самым популярным производителем электромобилей в мире – этот год разочаровывает руководство компании. Последние данные, собранные JATO Dynamics за первую половину этого года, показывают, что Tesla теряет позиции как в Соединенных Штатах, так и в Европе, где продажи упали на 8% и 13% соответственно
В первой половине 2024 года продажи Tesla в США упали на 8%. В Европе ситуация еще хуже -13%
Общий спрос на электромобили фактически растет во всем мире, хотя и не так интенсивно, как предполагалось. Новые, более конкурентоспособные модели, представленные по обе стороны Атлантики, привлекают все больше людей, несмотря на неопределенность в отношении стимулов и будущих планов автопроизводителей
Меньшая доля рынка, чем ожидалось
Падение продаж не всегда означает потерю доли рынка, но это не тот случай. В Европе объем продаж Tesla упал с 185 200 единиц в первой половине 2023 года до 161 300 единиц за аналогичный период 2024 года. Однако за тот же период общее количество регистраций электромобилей выросло на 1,7%.
Это означает, что рыночная доля Tesla на европейском рынке электромобилей сократилась с 19,8% до 17,2% в этом году. Tesla стала вторым по величине падением автопроизводителем доли рынка электромобилей (BEV) в Европе за первые шесть месяцев 2024 года, уступив лишь Volkswagen Group, которая упала с 22 до 18,7%
Tesla и Volkswagen уступили позиции Geely Group. Высокие результаты у Volvo EX30, и BMW Group, которая продолжает пожинать плоды успеха благодаря своим новым электрокарам. Китайские бренды также выросли, в основном благодаря BYD
Ситуация в Соединенных Штатах похожа. Объем продаж Tesla упал с 324 900 единиц в первой половине 2023 года до 299 200 единиц в этом году. Между тем общие продажи BEV за тот же период выросли на 7,6%. В результате доля Tesla сократилась с 59,8% в 2023 году до 51,2% в 2024 году. Компания все еще является доминирующим игроком на своем домашнем рынке, но стоит отметить, что многочисленные конкуренты продемонстрировали значительный прирост на фоне потерь Tesla. Hyundai выросла на 34%, а Ford – на 48%. Rivian был еще лучше – 77% роста, а Kia удалось достичь 110-процентного скачка
В чем причины падения популярности Tesla?
Первая причина падения Tesla очевидна. Рост не может продолжаться вечно, особенно когда модельный ряд все еще небольшой и довольно старый. Model 3 получила обновление в 2023 году, но сама модель выпускается с 2017 года. Model Y уже пять лет, а Model S выпускается с начала 2010-х годов. И все же Model Y возглавляет топ электро кроссоверов в мире, а клиенты считают, что это лучший электрический кроссовер в своем классе
И конкуренция становится все сильнее. В Европе Tesla испытывает давление со стороны премиальных немецких брендов и китайских автопроизводителей. Как упоминалось ранее, Ford, корейцы и Rivian набирают обороты в США. Самый новый автомобиль компании, Cybertruck, не очень хорошо продается: за первую половину 2024 года в США было продано всего 11 300 таких автомобилей
Наконец, снижение цен, которое так хорошо сработало в 2023 году, сейчас уже не так эффективно. Поскольку на рынке появляется все больше электромобилей от других брендов, увеличение выбора снижает спрос и цены падают. Tesla нуждается в большем количестве новых моделей в большем количестве сегментов