Tesla обнародовала отчет об авариях с автопилотом: насколько все безопасно?
Автопроизводитель уже несколько лет публикует отчеты о безопасности своего автопилота, однако они оставляют открытыми важные вопросы
Отчет Tesla за третий квартал: что показывают цифры?
Tesla обнародовала отчет о безопасности автопилота за третий квартал, где указано значительное увеличение количества пройденных миль с использованием этой технологии перед тем, как была зафиксирована авария. Автопилот и более продвинутое программное обеспечение Full-Self Driving (FSD) являются ключевыми элементами амбиций Илона Маска по внедрению самоуправляемых автомобилей и роботакси в будущем. Именно поэтому эти отчеты – если они точны – показывают, насколько компания продвинулась в улучшении этой технологии
По данным Tesla, в третьем квартале было зафиксировано одну аварию на каждые 7,08 миллиона километров, пройденных с использованием автопилота, системы помощи водителю (ADAS). Для водителей, которые не использовали автопилот, Tesla зарегистрировала одну аварию на каждые 1,29 миллиона километров. Компания собирает эти данные с миллионов электромобилей, которые используют эти системы
Рост показателей по сравнению с прошлым годом
Это существенное улучшение по сравнению с третьим кварталом прошлого года, когда было зафиксировано одну аварию на каждые 5,8 миллиона километров с использованием Autopilot. Для сравнения, по данным Национального управления безопасности дорожного движения (NHTSA) и Федерального управления автомобильных дорог (FHWA), в США одна авария случалась каждые 1,08 миллиона километров
Autopilot является стандартной функцией на всех автомобилях Tesla, тогда как FSD стоит дополнительно $8000. Обе системы относятся ко второму уровню ADAS, то есть требуют контроля со стороны водителя. Autopilot способен ускорять, управлять и тормозить, но водитель должен держать руки на руле. FSD – более продвинутая версия, где водитель может убрать руки с руля, но должен наблюдать за процессом и вмешиваться в случае ошибки системы
Эксперты сомневаются в достоверности отчетов
Эксперты отметили, что отчеты Tesla не имеют статистической значимости, поскольку детали не уточняются. Отчеты не указывают, насколько серьезными были аварии, были ли они фатальными или нефатальными, кто был виноват – водитель или автомобиль, а также какие были условия во время инцидента. Самое главное – отчеты не содержат данных о FSD, которая является основной технологией для будущих роботакси
NHTSA и FHWA предоставляют гораздо более подробные отчеты о безопасности. NHTSA не предоставляет точных данных о количестве километров до нефатальной аварии так часто, как для фатальных случаев, но обеспечивает достаточную выборку, чтобы оценить реальное состояние безопасности на дорогах. Данные NHTSA и Национального совета по безопасности на транспорте указывают на 1,33 смерти на каждые 100 миллионов километров. Это означает, что люди в среднем проезжают 100 миллионов километров до роковой аварии
Отсутствие сопоставимых данных и новые расследования
Tesla не предоставила сравнительных данных для Autopilot или FSD. Кроме того, эти системы были связаны с десятками смертей и сотнями аварий. Всего через неделю после презентации роботакси NHTSA начала новое расследование в отношении 2,4 миллиона автомобилей Tesla из-за вероятной роли FSD в четырех авариях, включая одну фатальную
Даже если предположить, что квартальные отчеты Tesla достоверны, они мало говорят о реальной безопасности этих систем на национальном уровне в различных условиях движения