Когда слышишь об электрическом пикапе, воображение рисует что-то вроде Tesla Cybertruck или Ford F-150 Lightning. Но первым электрическим пикапом, который официально появился на европейском рынке, стал более скромный по характеру и цене китайский Maxus T90 EV от концерна SAIC
История появления модели – из пепла LDV до электрического пионера
Помните британскую марку LDV (Leyland DAF Vans)? После ее банкротства в 2009 году, активы выкупил китайский промышленный гигант SAIC (Shanghai Automotive Industry Corporation), который в 2011 году возродил бренд под новым названием – Maxus. Сначала они сосредоточились на коммерческих фургонах, но впоследствии решили попробовать свои силы и в сегменте пикапов

Экстерьер:
- 17-дюймовые легкосплавные диски с шинами 245/65 R17
- Передний и задний бамперы в цвет кузова
- Зеркала и ручки дверей в цвет кузова
- Грузовой бокс в цвет кузова (защитное покрытие бокса – опция)
- Подножка для легкой посадки
- Трубы из нержавеющей стали для защиты кузова
Так появилась линейка T-серии: сначала более доступные T60 и T70, а затем, в 2021 году, флагман – T90. На китайском рынке T90 предлагается с дизельными двигателями, но SAIC, будучи одним из лидеров электрификации в Китае, решил пойти дальше. Они взяли платформу T90, которая, кстати, продается на некоторых азиатских рынках как MG Extender (да, еще один бренд под крылом SAIC!), выбросили оттуда дизельный мотор и всю его свиту, и вмонтировали электрическую силовую установку
Результатом стал Maxus T90 EV – модель, которая в 2022-2023 годах наделала шума, став первым официально доступным электрическим пикапом в Великобритании и, по сути, в Европе. Это был смелый шаг, ведь рынок пикапов – один из самых консервативных. Но кто-то должен был быть первым, не так ли? Даже если этот «первый» выглядит немного… компромиссно
Европейская версия была адаптирована специально под местные требования, в частности получила необходимую грузоподъемность в 1000 кг для регистрации как коммерческий транспорт, и CCS-разъем, вместо китайского GB/T

Общий обзор модели, особенности внешности, размеры кузова
Внешне Maxus T90 EV выглядит как типичный современный пикап: большой, «мускулистый», с двойной кабиной (других вариантов нет) и довольно агрессивным дизайном передней части. Огромная хромированная решетка радиатора (хотя радиатор ему не очень-то и нужен) и узкие светодиодные фары придают ему довольно серьезный вид. Это вам не футуристический Tesla Cybertruck, а скорее старая добрая классика в новом исполнении
Стандартно автомобиль оснащается 17-дюймовыми легкосплавными дисками, окрашенной защитной вставкой в грузовом отсеке, внешними крюками для крепления груза и блестящей дугой безопасности из нержавеющей стали над кабиной. Все это создает образ готовой к работе «рабочей лошадки»
Но присмотритесь внимательнее, особенно сбоку. Видите что-то странное под днищем? Да, это она – большая батарея емкостью 88,5 кВт-ч. Чтобы ее разместить, инженерам пришлось пожертвовать системой полного привода (об этом позже) и, что важнее, клиренсом. Дорожный просвет здесь составляет всего 187 мм. Для сравнения, у Toyota Hilux – 310 мм, а у многих городских кроссоверов, типа Skoda Enyaq, – 186 мм! Последствия для проходимости очевидны. Углы въезда и съезда (27 и 24 градуса соответственно) также уступают классическим пикапам. Глубина преодоления брода – 550 мм, что неплохо, но значительно меньше, чем у того же Ford Ranger (более 800 мм)

Грузовая платформа имеет длину 1485 мм, что вполне достаточно, по сравнению с конкурентами типа Isuzu D-Max. А главное – грузоподъемность составляет ровно 1000 кг. Эта цифра не случайна: в Великобритании это позволяет классифицировать T90 EV как коммерческий транспорт и дает право бизнесу на возврат НДС и другие налоговые льготы. Хитро, Maxus, хитро!
Особенности интерьера: функционально, но без изысканности
Внутри T90 EV предлагает просторный салон на пятерых. Дизайн передней панели асимметричный: 10,25-дюймовая цифровая панель приборов и центральный 10,25-дюймовый сенсорный экран слегка повернуты к водителю

Безопасность и помощь водителю:
- Фронтальные и боковые подушки безопасности
- Боковые защитные шторки для двух рядов сидений
- Система курсовой устойчивости (ESC)
- Автоматическое экстренное торможение (AEB)
- Ассистент экстренного торможения
- Система помощи при старте на подъеме (HAS)
- Система контроля давления в шинах
- Камера заднего вида и задние датчики парковки
- Проверка ремней безопасности для всех сидений
- Два крепления Isofix для детских кресел
- Датчик дождя
Качество материалов… скажем так, утилитарное. Много твёрдого, гулкого пластика, который может поскрипывать и ощущаться не очень качественным. С другой стороны, это пикап, и, возможно, такая «дубовость» даже практична для рабочего автомобиля. Сиденья стандартно обиты искусственной кожей, выглядят неплохо и достаточно удобны, с 6-позиционной регулировкой для водителя и переднего пассажира. А вот подогрев передних сидений – это опция, что для электромобиля, где каждый ватт на счету, немного странно. Ведь для электрокара, с точки зрения экономии энергии, проще согреть водителя и пассажира через кресло и руль, чем отапливая достаточно объемный салон через климатическую систему вентиляции

Информационно-развлекательная система:
- 10,3-дюймовый цветной сенсорный дисплей
- Apple CarPlay и QDlink
- Bluetooth-соединение
- USB-разъем
Большие дисплеи (цифровая панель приборов 10,25 дюйма и центральный экран 12 дюймов) достаточно четкие, поддерживают Apple CarPlay, но отклик системы не назовешь молниеносным, да и Apple CarPlay работает только через провод, и время от времени «отпадает». Зато есть отдельные кнопки, хоть и сенсорные, что неудобно в перчатках, по крайней мере для управления климат-контролем не придется рыскать по меню экрана. Руль имеет только базовые кнопки управления аудио и телефоном. Добавим сюда камеру заднего вида, датчики парковки и электронную систему стабилизации, и получим вполне приличный набор опций. К сожалению, круиз-контроля нет вообще – ни обычного, ни адаптивного

Среди других особенностей: традиционный ключ зажигания (никаких кнопок Start/Stop), механический ручной тормоз и поворотный селектор выбора режимов движения, похожий на переключатель на микроволновке




В общем, интерьер достаточно функциональный, с достаточным количеством мест для хранения мелочей и подстаканниками. Задние пассажиры имеют неплохое пространство для ног, хотя спинки сидений достаточно вертикальные, что позволяет удобно разместиться даже людям высокого роста. Приятный бонус – наличие сзади розеток на 12В и 220В для подключения оборудования непосредственно от тяговой батареи, которая позволяет подзарядить ноутбук, но не кофеварку (ограничение 150 Вт)

Интерьер и комфорт:
- Кондиционер с пылевым фильтром
- Кожаные сиденья с регулировкой в 6 направлениях (водитель и пассажир)
- Регулировка руля в двух плоскостях
- Электрический усилитель руля
- Электростеклоподъемники
- Розетки 220В и 12В
- Подогрев заднего стекла
- Многофункциональный руль
Силовая установка: один мотор, задний привод и большая батарея
Сердце Maxus T90 EV – это единственный синхронный электродвигатель на постоянных магнитах. Его мощность составляет 180 лошадиных сил (132 кВт) и 310 Нм крутящего момента. Мотор, к сожалению, установлен прямо на заднем дифференциале, что существенно ограничивает возможности машины на бездорожье

Электрическая силовая установка:
- Мощность электродвигателя: 180 л.с.
- Максимальный крутящий момент: 310 Нм
- Тип привода: задний
- Максимальная скорость: 120 км/ч
Самый большой компромисс платформы – привод исключительно на задние колеса. Жаль, что электрический пикап, который позиционируется как рабочий инструмент, не имеет полного привода. Инженеры просто не смогли его интегрировать вместе с большой батареей под днищем, да еще и сохранить хоть какую-то грузоподъемность. Двигатель прикреплен непосредственно к заднему дифференциалу и расположен довольно низко, что и «съедает» клиренс

Заявленный запас хода – около 330 км по стандарту WLTP. Важно отметить, что T90 EV тестировался по стандарту WLTP как коммерческий фургон N1, то есть с большой нагрузкой. Легковые электромобили тестируют пустыми. И по результатам нашего теста такие цифры оправданы, по крайней мере из Киева в Чернигов и обратно можно доехать без подзарядки – проверено лично. Хотя и пришлось ехать в Eco режиме со скоростью фуры (около 90 км/ч). В условиях холодной погоды запас хода падает до 220-250 км, что следует учитывать при длительных поездках

Аккумуляторная батарея и зарядка:
- Емкость батареи: 88,55 кВт-ч
- Время медленной зарядки переменным током (AC, 11 кВт): 9 часов (5%-100%)
- Время медленной зарядки переменным током (AC, 7 кВт): 13 часов (5%-100%)
- Время быстрой зарядки постоянным током (DC, 20%-80%): 45 минут
Заряжается пикап через стандартный порт CCS. От домашней станции мощностью 7 кВт полная зарядка займет около 13-15 часов. Быстрая зарядка постоянным током (DC) ограничена мощностью 80 кВт. Это позволяет зарядить батарею с 20% до 80% примерно за 40-45 минут. По современным меркам 80 кВт – это не очень быстро, особенно для такой большой батареи




Во время теста электрического пикапа Maxus T90 EV мы заряжались исключительно в сети IONITY. Как видно из графиков процесса зарядки, скоростная станция мощностью 58 кВт стабильно подавала ток на автомобиль, обеспечивая комфортную скорость пополнения батареи. Однако стоит отметить, что последние 20% заряда (от 80% до 100%) традиционно занимают больше всего времени из-за снижения мощности зарядки для защиты аккумулятора. В результате, зарядка с начальных 58% до полной батареи заняла чуть меньше часа – всего 55 минут. Это отлично демонстрирует удобство использования скоростных станций IONITY для повседневных поездок и долгих путешествий на электромобиле
Не забывайте о рекомендациях производителя (из инструкции): ежемесячно проводить полную медленную зарядку (>10 часов) для балансировки элементов батареи и ее калибровки после нескольких неполных зарядов
Особенности поведения на дороге
За рулем T90 EV первое, что поражает – тишина. Никакого дизельного грохота. Разгон с места достаточно резвый благодаря мгновенному крутящему моменту электромотора, хоть и без «удара в спину». Электромотор обеспечивает плавный и довольно быстрый старт: динамика 0-50 км/ч за 5 секунд – неплохо для пикапа. Ускорение до сотни занимает около 10 секунд, а затем затухает: максимальная скорость ограничена 120 км/ч, чего для пикапа вполне достаточно. Кроме того, уже на 80 км/ч довольно сильно ощущаются аэродинамические шумы в зоне передних стоек, за кабиной и от шин. Аэродинамика – не самая сильная сторона китайского пикапа

Освещение:
- Галогенные передние фары
- LED-дневные ходовые огни
- Светодиодные задние отражатели
- Задняя противотуманная фара
- Третий стоп-сигнал
Очень «легкий» руль без должной обратной связи делает автомобиль несколько неточным и «гуляющим» на высоких скоростях, особенно при загрузке. Нужно постоянно подруливать. Хотя низкий центр тяжести благодаря батарее делает его достаточно стабильным в поворотах, большой вес (около 2,3 тонны у пустого) не способствует спортивной управляемости.
Сила рекуперации зависит от выбранного режима вождения, и больше всего ощущается в Eco режиме. А в наиболее мощном PWR при отпущенной педали газа пикап катится, как на нейтрали. В обычном режиме Normal для экономии заряда приходится вручную играть с тормозной педалью, что немного утомляет на длинных дистанциях. Тормоза также требуют привыкания – педаль может быть довольно жесткой, а само торможение – резковатым
Низкий клиренс и задний привод четко указывают на то, что серьезные приключения вне асфальта – не лучшая идея. Если Вам нужен электромобиль для работы в городе, то T90 EV вполне справится с этой задачей, но настоящий оффроуд – не его стихия

Самая большая проблема – качество хода. Подвеска (листовые рессоры сзади – классика жанра) настроена очень жестко, вероятно, чтобы обеспечить ту самую грузоподъемность в тонну. В результате пустой пикап постоянно подпрыгивает, «козлит» и трясет на любых неровностях, кроме идеально гладкого асфальта. Езда по плохим городским дорогам или сельским проселочным дорогам становится откровенно некомфортной как для водителя, так и для пассажиров

Размеры кузова и масса:
- Длина кузова: 5365 мм
- Ширина кузова: 1900 мм
- Высота кузова: 1809 мм
- Колесная база: 3155 мм
- Дорожный просвет: 187 мм
- Глубина погружения (брод): 550 мм
- Размеры грузового отсека (ДхШхВ): 1485 x 1510 x 530 мм
- Угол подъема: 27°
- Угол спуска: 24°
- Снаряженная масса автомобиля: 2300 кг
- Допустимая общая масса: 3300 кг
- Грузоподъемность: 1000 кг
- Масса прицепа (без тормозов / с тормозами): 750 кг / 1000 кг
- Максимальная нагрузка на переднюю ось: 1200 кг
- Максимальная нагрузка на заднюю ось: 2100 кг
Цена, комплектация, гарантия
Цена Maxus T90 EV в Европе начинается от 50 000 евро без НДС. Украинский официальный дилер предлагает электрический пикап всего за 2 254 439 грн, а модели 2022 года производства по акционной цене в 1 586 797 грн – это всего 35 500 евро
Это недешево, но если учесть преимущества электромобиля, который значительно дешевле в обслуживании и расходах на зарядку, стоимость может стать вполне оправданной для коммерческих пользователей. Привлекает и гарантия от производителя – 5 лет или 100 000 км пробега; на батарею – 8 лет или 200 000 км. Автомобиль комплектуется антикоррозийной обработкой днища в базовой комплектации, что является существенным преимуществом для нашего климата
Все модели имеют неплохое базовое оснащение: климат-контроль, камера заднего вида, система стабилизации и т.д. Но полный привод, круиз-контроль и подогрев сидений остаются опциями или вообще отсутствуют, что немного разочаровывает

Вывод
Maxus T90 EV – интересный, но компромиссный пикап. Он подойдет тем, кто стремится к экологичности и экономии в условиях города и пригорода. Однако, если вы ищете серьезный пикап для тяжелого бездорожья или дальнобойных поездок, лучше подождать более технологичных конкурентов
Основное преимущество T90 EV кроется не столько в его характеристиках, сколько в экономических выгодах для бизнеса в странах с соответствующим законодательством: возможность возврата НДС, нулевой или сниженный транспортный налог, отсутствие платы за въезд в экологические зоны (как лондонская ULEZ), более низкие налоги на корпоративный транспорт. Именно эти факторы могут сделать его привлекательным для определенных компаний
Итак, что мы имеем в сухом остатке? Maxus T90 EV – это смелая попытка выйти на рынок электрических пикапов первыми. Но эта попытка оказалась довольно компромиссной. Это, по сути, дизельный пикап, переделанный на электротягу, что привело к ряду недостатков: отсутствие полного привода, плохая проходимость, жесткая подвеска и не самые выдающиеся показатели запаса хода и скорости зарядки. Интерьер функциональный, но ощущается дешевым

Для кого он может быть полезным?
В первую очередь, для бизнеса, который:
- Работает преимущественно в городских или пригородных условиях;
- Не требует выдающихся внедорожных качеств или грузоподъемности более 1 тонны;
- Не планирует регулярно буксировать тяжелые прицепы (ограничение в 1000 кг – это очень мало для пикапа);
- Может в полной мере воспользоваться налоговыми льготами и экономией на топливе и обслуживании, которые предлагает электромобиль;
- Хочет продемонстрировать свою «зеленую» позицию

Плюсы:
- Нулевые выбросы CO2 (важно для эко-зон);
- Значительные налоговые преимущества для бизнеса (в некоторых странах);
- Грузоподъемность 1000 кг;
- Неплохая стандартная комплектация (особенно мультимедиа);
- Очень хорошая гарантия на батарею;
- Тихий ход;
- На данный момент уникальное предложение на рынке;
- Выгодное акционное предложение
Минусы:
- Только задний привод!
- Очень ограниченные внедорожные возможности;
- Жесткая, некомфортная подвеска;
- Базовый, дешевый на вид и на ощупь интерьер;
- Посредственный реальный запас хода, особенно зимой или с грузом;
- Невысокая максимальная мощность зарядки (80 кВт);
- Низкая буксировочная способность (1000 кг);
- Потенциально низкая остаточная стоимость