Электромобили, в частности Tesla, уже давно перестали быть лишь средствами передвижения, превратившись в мощные инструменты сбора данных. Подтверждением этого стал инцидент 1 января 2024 года в Лас-Вегасе, когда Cybertruck взорвался возле отеля Trump. Полиция получила важную информацию о преступнике благодаря телеметрии автомобиля, в частности его маршрут из Колорадо-Спрингс, точки зарядки и даже сообщения, отправленные из машины
Не сложно догадаться, что каждый, кто пользуется автомобилем с интернетом, сталкивается с подобным отслеживанием – и некоторые собранные данные действительно вызывают беспокойство
На протяжении большей части истории автомобиль символизировал свободу, пропуск на все четыре пути, личное убежище на колесах и тому подобное. Но в цифровую эпоху это некогда священное личное пространство превратилось в инструмент наблюдения для третьих сторон, которые отслеживают данные в таком объеме, о котором большинство людей никогда бы не догадались

Это стало еще более очевидным после того, как полиция использовала данные, собранные Tesla, чтобы узнать больше о взрыве Cybetruck, который произошел 1 января возле отеля Трампа в Лас-Вегасе
– Я должен поблагодарить Илона Маска, – сказал на пресс-конференции шериф полиции Лас-Вегаса Кевин Макмахилл. – Он предоставил нам немало дополнительной информации, которая включает в себя то, где был пикап, как он проехал из Колорадо-Спрингс в Лас-Вегас и многое другое
Даже если Вы, возможно, не имеете никаких негативных намерений, Ваша машина может следить за вами так же, как Cybertruck следил за злоумышленником
Постоянное наблюдение или палка о двух концах
По мнению Дэвида Чоффнеса из Института кибербезопасности и конфиденциальности Северо-Восточного университета, этот случай действительно свидетельствует о том, насколько рядовые граждане находятся под наблюдением:
– Мы получили свидетельство о том, насколько всеобъемлющее наблюдение происходит… Когда случается что-то плохое, это полезно, но это палка о двух концах. Компании, которые собирают данные о нас, могут злоупотреблять ими, – сказал Дэвид в интервью изданию Newser

Недавно General Motors прекратила сотрудничество с аналитическими компаниями LexisNexis и Verisk после скандала из-за повышения страховых тарифов на основе собранной информации. Проблема заключается в том, что эти данные не ограничиваются только маршрутом или скоростью – они могут включать гораздо больше. В мае 2024 года появился отчет о том, что из 14 автопроизводителей только пять требовали ордер, когда власти запрашивали данные о местонахождении. Всего месяц назад был обнаружен пробел в системе безопасности, который привел к тому, что около 800 тысяч владельцев автомобилей Volkswagen были не защищены от утечки информации относительно доступа к своим GPS-данным, статуса транспортного средства и другой информации, которую мог получить в Интернете практически любой.
Автопроизводители хотят знать ваши политические и религиозные убеждения… и сексуальную жизнь!
Автомобильные компании собирают не только GPS-данные. Вот фрагмент из раздела «Политика конфиденциальности» сайта Kia о том, что компания собирает, когда речь идет о том, что сама компания называет «Личной конфиденциальной информацией»:
«Эта категория может включать номер социального страхования, водительское удостоверение, государственное удостоверение личности или номер паспорта; логин для входа в учетную запись, финансовый счет, номер дебетовой или кредитной карты в сочетании с любым необходимым кодом безопасности или доступа, паролем или учетными данными, позволяющими получить доступ к учетной записи; точную геолокацию; расовое или этническое происхождение, религиозные или философские убеждения; членство в профсоюзе; генетические данные; уникальную биометрическую информацию; гражданство или иммиграцию

Если этого еще не достаточно, то в разделе «Профессиональная информация или информация, связанная с трудоустройством» корейский автопроизводитель говорит, что собирает «текущую или прошлую историю работы или оценки результатов деятельности»
Опять же, Kia и Tesla не одиноки в этом. Многие крупные бренды применяют такую же тактику. Volvo, например, в своей Политике конфиденциальности клиентов также отмечает, что собирает «чувствительные персональные данные», которые она определяет следующим образом:
«Персональные данные, раскрывающие расовое или этническое происхождение, политические взгляды, религиозные или философские убеждения, членство в профсоюзах, а также обработка генетических данных, биометрических данных с целью однозначной идентификации физического лица, данных, касающихся здоровья или данных, касающихся сексуальной жизни или сексуальной ориентации физического лица»
Все это вызывает очень серьезные вопросы
Почему автомобильная компания должна быть заинтересована в сборе информации о таких вещах, как оценка работы, религиозные убеждения, политические взгляды, половая жизнь или сексуальная ориентация? И кто гарантирует, что эти данные не будут использованы в недобрых целях?
Главный вопрос – кто следит за тем, чтобы производители автомобилей не использовали эти данные против своих клиентов? Согласно исследованию Mozilla Foundation, все 25 рассмотренных брендов не гарантируют полную защиту конфиденциальности пользователей. Это означает, что, соглашаясь на условия использования при активации информационно-развлекательной системы, владелец автомобиля фактически передает свои личные данные третьим сторонам
Эпоха подключенных авто принесла новые возможности, но и создала риски для конфиденциальности. Каждый владелец должен внимательно изучать политики конфиденциальности, требовать прозрачности от автопроизводителей и тщательно взвешивать, какие данные передавать. Возможно, в будущем законодательство будет лучше защищать права водителей, но пока пользователи остаются в зоне потенциальной слежки
Невольно приходит на ум известная цитата Бенджамина Франклина: «Те, кто отказывается от части свободы ради временной безопасности, не заслуживают ни свободы, ни безопасности». Конечно, один из отцов-основателей США в 18-м веке не мог представить себе такие вещи, как мобильные телефоны и подключенные к Интернету электромобили