Немецкие автопроизводители, такие как BMW, Mercedes-Benz, Porsche и Volkswagen, столкнулись с падением акций на 4,6-6,4% после того, как Дональд Трамп во второй раз стал президентом США. Одной из причин является его обещание ввести новые пошлины на импорт, в том числе для товаров из Европейского Союза. Хотя эти заявления пока не реализованы, угроза введения пошлин вызвала беспокойство на рынке. Соединенные Штаты всегда были важным рынком для немецких автопроизводителей: в 2023 году они продали здесь 3,1 миллиона автомобилей – это составляет 12,9% их производства
Немецкие автопроизводители под угрозой из-за новых пошлин
Трамп считает, что Европейский Союз недостаточно открыт для импорта американских товаров, таких как автомобили и сельхозпродукция, и планирует ввести пошлины до 10%. Если это произойдет, экспорт ЕС в США, составляющий $540 миллиардов в год (пятая часть общего экспорта ЕС), получит серьезный удар, особенно в сфере машиностроения, которая приносит более $220 миллиардов. Германия, которая является главным экспортером с объемом $160 миллиардов, больше всего пострадает от новой политики
Проблемы с Мексикой: угроза для немецких инвестиций
Трамп также планирует ввести высокие пошлины на товары из Мексики, если там не будут приняты меры для снижения нелегальной миграции в США. Президент заявил, что предупредит мексиканского лидера Клаудию Шейнбаум в первый день пребывания в должности о возможности введения 25% пошлины, которая может вырасти до 75%. Это серьезная проблема для немецких автопроизводителей, которые имеют производственные мощности в Мексике или планируют их расширить. Например, BMW размещает свои модели Neue Klasse на заводе в Сан-Луис-Потосе, и если пошлины будут введены, компания будет вынуждена пересмотреть свои планы по производству электромобилей в Мексике
Угроза отмены субсидий на электромобили
Существует также опасение, что Трамп отменит Акт о снижении инфляции, в результате чего исчезнет федеральный налоговый кредит на электромобили. Хотя критерии для получения кредита стали более строгими, он все еще позволяет экономить до $7500 на многих электромобилях, делая их более доступными для потребителей. Этот кредит помогает автопроизводителям продавать электромобили на рынке США, и без него мотивация производить автомобили на местном уровне снижается, что противоречит политике Трампа по возвращению производства в страну
В то же время китайские производители электромобилей, в частности Nio, также столкнулись с падением акций: сегодня они снизились на 6%. Однако Tesla, в отличие от конкурентов, получила рост акций на 13%, ведь Илон Маск поддерживал Трампа во время избирательной кампании. Хотя отмена субсидий на электромобили может повлиять на планы Tesla, Маск уверен, что прекращение субсидий может даже помочь компании сохранить свою доминирующую позицию, сократив конкуренцию
Рынок электромобилей в США: перспектива новых субсидий
Некоторые аналитики считают, что связи Маска с администрацией Трампа могут оказать важное влияние на рынок электромобилей. По словам Джессики Колдвелл, директора по аналитике Edmunds, Маск может повлиять на создание новой структуры субсидий, которая бы поддерживала общее расширение рынка электромобилей в США. Изначально Маск стремился, чтобы рынок электромобилей развивался не только благодаря Tesla, поэтому, вероятно, он будет работать над тем, чтобы новые субсидии поддерживали всех производителей
Сейчас поддержка Трампа действительно сработала в пользу Tesla, но другие производители вынуждены искать новые способы адаптации к изменениям, которые точно произойдут в результате нового президентства