Твердотельные аккумуляторы уже почти два десятилетия называют прорывной технологией для электромобилей. Они обещают кардинально изменить рынок, устраняя проблему недостаточного запаса хода, сокращая время зарядки и делая электрокары столь же удобными в использовании, как и традиционные автомобили с двигателями внутреннего сгорания, но без вредных выбросов
Однако почему эта технология «застряла» на этапе лабораторных исследований? Основным вызовом остается массовое производство, поскольку переход от исследовательских образцов к коммерческой продукции требует значительных изменений в производственных процессах
Специалисты отмечают, что прогресс в разработке твердотельных аккумуляторов (SSB – Solid-State Batteries) не такой медленный, как кажется. Первыми на рынке появятся полутвердотельные аккумуляторы, которые содержат гелеобразный электролит – это промежуточная технология между литий-ионными батареями и полностью твердотельными элементами питания. Такие аккумуляторы уже тестируются производителями, а Factorial, стартап из США, работает вместе с Mercedes-Benz, Stellantis и Hyundai Motor Group, чтобы вывести технологию на коммерческий уровень

Что делает твердотельные аккумуляторы такими перспективными?
Твердотельные батареи отличаются от традиционных литий-ионных тем, что используют твердый электролит вместо жидкого. Этот электролит может быть полимерным, сульфидным или оксидным. Такая замена имеет несколько ключевых преимуществ:
- Более высокая энергоемкость – плотность энергии может достигать 450 Вт-ч/кг, тогда как у современных литий-ионных аккумуляторов этот показатель не превышает 300 Вт-ч/кг;
- Более быстрая зарядка – уменьшенное внутреннее сопротивление позволяет заряжать аккумулятор в разы быстрее;
- Повышенная безопасность – твердотельные батареи менее подвержены перегреву и возгоранию;
- Лучшая термостабильность – они эффективнее работают при экстремальных температурах, что минимизирует потери заряда в холодную погоду

Однако на пути к массовому производству существуют серьезные вызовы. По словам Лиз Найман, директора по аналитике компании Recurrent, главная проблема заключается в том, что твердотельные батареи требуют полностью новых производственных линий. Для их изготовления нельзя просто использовать существующие заводы по производству литий-ионных аккумуляторов – нужно создавать совершенно новую инфраструктуру!
Переходный этап и перспективы массового внедрения
Для ускорения выхода твердотельных батарей на рынок компании используют гибридные подходы, которые сочетают технологии литий-ионных аккумуляторов и твердотельных элементов. Например, Factorial уже запустила крупнейшую в США производственную линию твердотельных аккумуляторов с годовой мощностью 200 МВт-ч. Компания отправила первые тестовые образцы («B-sample») Mercedes-Benz для проверки производительности и интеграции в электромобили

Еще одним важным шагом стало использование сухого катодного покрытия – процесса, который также тестируется Tesla. Это решение позволяет отказаться от жидких химикатов в процессе производства катодов, снижая затраты, потребление энергии и экологическое воздействие
Factorial заявляет, что ее твердотельные аккумуляторы обеспечивают запас хода более 1000 км, что более чем вдвое превышает средний показатель для современных электромобилей в США, который составляет 455 км. Также они могут работать при температурах более 90°C и имеют на 40% меньшую массу по сравнению с традиционными аккумуляторами
Что касается промежуточных решений, полутвердотельные аккумуляторы уже появились в Китае. Например, владелец Nio ET7 проехал 892 км на одном заряде благодаря 150-кВт-ч полутвердотельного аккумулятора. В США такие батареи могут появиться уже в следующем году, когда Stellantis представит демонстрационную серию Dodge Charger Daytona с аккумуляторами Factorial, которые будут иметь плотность 390 Вт-ч/кг

Станет ли твердотельная технология будущим электромобилей?
Несмотря на все трудности, крупные автопроизводители активно инвестируют в разработку твердотельных батарей. Toyota, Honda, BMW, Ford и Volkswagen ведут собственные исследования, а компании вроде QuantumScape и Solid Power привлекают миллиардные инвестиции
Главные преимущества этой технологии – высокая энергоемкость, безопасность и меньшая масса. Например, твердотельные аккумуляторы могут снизить массу электромобиля на 450 кг, что, в свою очередь, уменьшает расходы производителей, ведь каждый сэкономленный килограмм – это примерно $5 экономии на себестоимости батареи
Твердотельные батареи могут также изменить рынок больших электромобилей, таких как внедорожники и пикапы, которые требуют огромных аккумуляторов из-за высокой массы и плохой аэродинамики. Поскольку твердотельные батареи компактнее и легче, они могут сделать большие электрокары более эффективными
Однако производители электромобилей пока осторожно подходят к массовому внедрению SSB из-за высоких ожиданий и рисков провала. По словам аналитиков, если производители смогут выполнить свои обещания, твердотельные батареи могут навсегда изменить рынок электромобилей, сделав их легче, безопаснее и значительно эффективнее
Читать дальше
Похожие записиЧитать дальше
Последние новости, которые могут вас заинтересовать
-
Renault представила эксклюзивную версию электромобиля R5 – Monte Carlo Edition
Среди электромобилей уже появляются модели, призванные напомнить о славном прошлом бензиновых автомобилей Именно таким является новый Renault 5 Monte Carlo Edition — электромобиль, созданный как дань легендарному Clio Williams 1990-х годов. Но, несмотря на блестящий стиль и отсылки к славным дням в ралли, под капотом – сплошное разочарование для поклонников динамики Специальная версия Renault 5 […]
16 July 2025
-
Dongfeng планирует построить в Италии завод для электрокаров
Итальянское правительство неоднократно поощряло автопроизводителей к строительству сборочных производств на апенинском полуострове. И кажется это приглашение принял один из крупнейших китайских автопроизводителей В течение нескольких месяцев Италия заинтересовывает зарубежных автопроизводителей, поощряя их производить транспортные средства на местном рынке. Недавно, выступая по этому поводу, руководитель европейских операций компании Dongfeng Motor Group Цянь Сие заявил, что производство […]
19 April 2024
-
Как электрический грузовик может окупиться за 3 года, и что для этого нужно?
Главным барьером на пути к электрификации грузовых перевозок всегда была высокая начальная стоимость тягача. Однако, по словам генерального директора MAN Trucks Александра Власкампа, этот барьер уже не так непреодолим. Он утверждает, что новый электрический магистральный тягач MAN eTruck, серийное производство которого стартовало в июле, может полностью окупить себя менее чем за три года. Но за […]
3 September 2025