Запасное колесо постепенно исчезает не только из электромобилей, но и из большинства современных авто. Причины такого решения производителей могут показаться логичными, но они не всегда оправданы
Ища электромобиль, который мог бы заменить бензиновый автомобиль с большим пробегом, люди часто сталкиваются с проблемой, которая приобрела массовый характер – они не имеют запасного колеса
Во время презентации Hyundai Ioniq 5 2025 модельного года выяснилось, что даже ориентированная на бездорожье версия XRT не будет иметь полноценного запасного колеса. Hyundai подтвердила, что эта модель, как и большинство новых авто, будет комплектоваться только аэрозольным герметиком и портативным компрессором. Если же они не помогут – водителю остается только вызвать дорожную помощь

Почему это настоящая проблема?
Тем, кто никогда не отъезжал далеко от асфальта, трудно понять, почему самостоятельный ремонт может быть жизненно необходимым. Мы склонны думать, что бездорожье – это покорение каменистых вершин или борьба с глубокой грязью. Но реальность проще: большинство водителей, которые отправляются за город, просто ездят по полевым дорогам, старым лесным маршрутам или заброшенным тропам. Это не испытание на выживание – это вопрос выносливости
На таких дорогах нет глубоких ям или препятствий, которые могут сломать автомобиль. Но они убивают шины
На бездорожье прокол – это обычное дело. Именно поэтому каждый полноразмерный внедорожник или пикап имеет в комплекте полноразмерное запасное колесо. Jeep Wrangler даже размещает запаску прямо на задней двери
Даже менее «серьезные» внедорожники обычно предлагают компактную «докатку». Вы найдете ее у Subaru Outback, Crosstrek или Mazda CX-50. То есть, производители прекрасно понимают: если водитель отправляется в сельскую местность или на легкое бездорожье, ему понадобится что-то надежнее, чем аэрозольный герметик и молитва
Герметик для шин не решает проблемы
Производители авто знают, что герметик для шин – это не универсальное решение. Принцип его работы прост: аэрозоль заполняет прокол липкой жидкостью, которая затвердевает, герметизируя поврежденное место. Но у него есть два критических недостатка:
1️⃣ Его можно использовать лишь для небольших проколов протектора. Если же повреждена боковина шины – это конец. В каменистой местности или на старых полевых дорогах такие повреждения – обычное дело;
2️⃣ Герметик разрушает шину изнутри, что означает, что после его использования нужно полностью менять колесо, даже если прокол можно было бы залатать обычным ремонтом
Когда герметик не помогает – приходится вызывать дорожную помощь. И тут начинаются проблемы
Почему дорожная помощь не всегда спасает
Большинство производителей предлагают несколько лет бесплатного обслуживания, которое включает эвакуацию автомобиля. Многие страховые компании также включают эту услугу в полис. Но есть один нюанс – Если Вы съехали с асфальта, Ваша страховка может не покрыть вызов эвакуатора
Кроме того, чтобы вызвать помощь, нужна мобильная связь. В некоторых случаях можно воспользоваться спутниковым соединением на iPhone, но это дорого и не всегда доступно
Не секрет, что запасное колесо – важное. Так почему же автопроизводители отказываются от него?
Во-первых, это тенденция во всей индустрии. По данным Consumer Reports, с 2020 года только 10% автомобилей комплектуются полноразмерной запаской, тогда как компактное запасное колесо, так называемую «докатку», имеют 50% моделей
Главная причина – масса автомобиля. Дополнительные 15-25 кг снижают экономию топлива в бензиновых авто, а в электромобилях – уменьшают запас хода
Второй фактор – место в багажнике. Электромобили имеют большой аккумулятор под полом, который не оставляет пространства для колеса
Изменится ли ситуация?
Проблему понимают, но пока решение находят только в сегменте электропикапов. Chevrolet Silverado EV, GMC Hummer EV, GMC Sierra EV, Ford F-150 Lightning, Rivian R1T и R1S комплектуются компактными или полноразмерными запасками
А что с кроссоверами? В Tesla Cybertruck также можно установить запасное колесо, но для этого придется пожертвовать частью багажника
Есть ли у производителей альтернативные решения?
В AutoPacific считают, что запаской жертвуют в пользу большего пространства для аккумулятора. Представитель General Motors добавляет, что современные шины стали значительно выносливее
Но насколько это правда? Реальных статистических данных о меньшем количестве проколов нет. Компании, которые производят шины, просто заявляют, что они стали более долговечными
Возможно, не стоит слишком беспокоиться о запасных колесах. Большинство людей никогда не выезжают на бездорожье, и даже если получат прокол, смогут доехать на трех шинах до сервиса
Но для тех, кто часто путешествует по бездорожью, решение этой проблемы является критически важным. Например, Rivian уже предлагает запасные шины для своих R1T и R1S, а их новые R2 и R3 тоже могут получить такую опцию
Возможно, будущее за опциональными багажными креплениями для запаски. Но пока кажется, что автопроизводители больше заинтересованы в уменьшении расходов, чем в обеспечении водителей всем необходимым на все случаи жизни