Программно-определенное транспортное средство (Software-Defined Vehicle, SDV) – это не просто новый термин, а настоящая революция в автомобилестроении. Если в традиционных автомобилях работой всех систем управляют сотни отдельных электронных блоков управления (ECU), Rivian создает собственные машины на основе зональной архитектуры с несколькими мощными «мозговыми центрами». Такой подход позволяет быстро обновлять программное обеспечение «по воздуху» (OTA), добавляя новые функции без визита в сервис — например, увеличение мощности или настройку адаптивных фар
Гендиректор Rivian Роберт Джозеф Скейриндж сравнивает автомобили бренда со смартфонами: они со временем становятся только лучше благодаря регулярным апдейтам. А масштабное партнерство с Volkswagen, инвестирующим миллиарды долларов в технологии Rivian, лишь подкрепляет статус компании как одного из лидеров в сфере SDV за пределами Китая

Rivian готовится сделать большой скачок в развитии автономного управления
Уже в этом году компания планирует представить режим hands-free для движения по шоссе, а в 2026 – point-to-point, который позволит автомобилю самостоятельно преодолевать маршрут от точки А до точки Б. Следующий шаг – технология eyes-off, которая освободит водителя даже от необходимости следить за дорогой. Генеральный директор Rivian отмечает: автономия – это не просто комфорт, но и фактор, способный ускорить массовое принятие электромобилей. Ведь авто, в котором дорога превращается в личное «время для себя», становится более привлекательным для потребителей
Основой этой технологии является зональная архитектура Rivian, объединяющая радары, камеры и ультразвуковые датчики для максимальной безопасности. И хотя Tesla сегодня удерживает первенство в сегменте автономного управления, Rivian делает ставку на масштабируемую платформу, позволяющую быстро обновлять технологии и расширять их функционал

Ключевым шагом в развитии бренда станет выход Rivian R2 – электромобиля в сегменте до $50 тысяч. Скейриндж уже намекает на появление R2 Truck, который может составить конкуренцию анонсированному пикапу Ford за $30 тысяч. В линейке на горизонте также R3X и концептуальные модели R4 и R5, которые сделают ассортимент компании еще более разнообразным
Сегодня электромобили занимают всего около 8% авторынка США. Скейриндж объясняет это нехваткой привлекательных предложений в более доступном сегменте. Выход R2 может изменить ситуацию, сделав электромобили Rivian реальным выбором для более широкого круга покупателей

Батареи и эффективность: ставка на практичность
Rivian разрабатывает собственную стратегию в области аккумуляторных технологий, делая упор на сочетании быстрой зарядки и долговечности батарей. Компания экспериментирует с кремниевыми анодами и структурными аккумуляторными пакетами, что снижает себестоимость и массу электрокаров
Скейриндж довольно скептически оценивает перспективы твердотельных аккумуляторов и делает ставку на LFP (литий-железо-фосфатный аккумулятор) и высоконикелевые ячейки. В то же время, ограничение торговли с Китаем затрудняет использование LFP, поэтому Rivian пытается найти баланс между доступностью, запасом хода и себестоимостью. Такой подход может стать ключевым конкурентным преимуществом бренда

От хаоса к структурности: как зональная архитектура стала сердцем SDV
Современные автомобили часто напоминают мозаику из десятков и даже сотен электронных блоков управления (ECU), каждый из которых отвечает за свою функцию – от работы климат-контроля до регулировки сидений. Эта так называемая доменная архитектура возникла естественным путем еще со времен введения электронного впрыска топлива в 1950-х годах. Но Скейриндж откровенно называет ее «хаотическим накоплением», что усложняет обслуживание и развитие автомобилей: для любого обновления программного обеспечения приходится согласовывать действия с поставщиками, а ресурсы многих блоков остаются неиспользованными
Аспект | Доменная архитектура (традиционная) | Зональная архитектура (SDV Rivian) |
Количество ECU | Сотни изолированных | 2–3 централизованных |
Обновление ПЗ | Сложные, зависящие от поставщиков | Быстрые OTA, внутренний контроль |
Ефективность | Неиспользованная мощность, хаос | Оптимизированная, масштабируемая |
Примеры функций | Базовые (HVAC, окна) | Автономия, подписки, интеграция |
Преимущества для пользователя | Ограниченные обновления | Новые функции со временем, монетизация |

Rivian выбрала другой путь – зональную архитектуру. В такой системе авто разделено на несколько зон, например переднюю и заднюю, которыми управляют всего два-три мощных компьютера, объединенных единой операционной системой собственной разработки. Такое решение радикально упрощает электронную «нервную систему» автомобиля, уменьшает массу за счет меньшего количества проводов и позволяет быстрее внедрять новые функции
К примеру, благодаря этой архитектуре Rivian смогла быстро интегрировать адаптивные фары в R1T и R1S, не полагаясь на сторонних поставщиков. Она позволяет добавлять мощность, новые интерфейсы или функции без сложных инженерных изменений
Преимущества нового подхода не остались незамеченными
В 2024-2025 годах Volkswagen инвестировал $5 млрд в совместное предприятие с Rivian, чтобы адаптировать ее технологии для своих будущих электрокаров – от бюджетного ID.1 до моделей Audi и Porsche. Такое решение было принято немцами после неудачи VW с созданием собственной программной платформы Cariad. Первые электромобили с технологиями Rivian должны появиться уже в 2025 году
Это соглашение не просто финансовая поддержка, а подтверждение того, что Rivian стала одним из лидеров в сегменте SDV за пределами Китая, где доминируют гиганты типа BYD. Другие автопроизводители, включая Ford и Honda/Acura, тоже двигаются в этом направлении, но Rivian имеет серьезное преимущество: ее архитектура создавалась «с нуля», без наследия старых технологий, что дает большую гибкость и быстроту развития

Автономное управление: от Level 2 до настоящей свободы за рулем
По словам генерального директора Rivian Роберта Скейринджа, автономное управление – это «скрытый двигатель» электрификации. Сегодня большинство систем на рынке ограничиваются Level 2: водитель может передать часть контроля автомобиля, но должен внимательно следить за дорогой. Примером является Tesla Autopilot, который на практике часто используют не по правилам, рискуя безопасностью. Rivian хочет изменить эту парадигму, введя настоящую автономию: до конца 2026 года компания планирует представить hands-free point-to-point, что позволит машине самостоятельно доехать из точки А в точку Б, а следующим шагом станет eyes-off – полностью самостоятельное управление без участия водителя
Исследования показывают, что именно эта функция является одной из самых ожидаемых покупателей и способна значительно ускорить продажи электрокаров. Скейриндж ссылается на опыт Tesla, благодаря автопилоту завоевавшему доверие рынка, и прогнозирует, что к 2030–2031 годам технологии hands-off и eyes-off станут ключевым фактором выбора авто. Компания активно тестирует эти решения на прототипах R2, делая ставку на безопасность и машинное обучение. На фоне того, что GM и Ford уменьшают инвестиции в автономные системы из-за высоких затрат, Rivian выделяется эффективностью своей SDV

Новое поколение моделей: R2 как точка роста
R2 разработан для оптимизации производства: получит большие аккумуляторные элементы в однослойном пакете, что удешевит сборку, и полностью зональную электронную архитектуру для быстрых обновлений программного обеспечения. Для производства новой модели Rivian расширяет свой завод в Иллинойсе более миллиона квадратных футов, создавая рабочие места и проводя масштабные испытания прототипов в различных условиях — от арктического холода до глубоких бродов
На горизонте уже видны и следующие модели: концептуальные R4 и R5
Они будут построены на более дешевой платформе и ориентированы на массовый сегмент. Это ответ на рыночные тенденции: в 2024 году продажи электромобилей в США выросли на 7%, достигнув 1,3 миллиона единиц, но темпы роста замедлились из-за отсутствия качественных моделей в ценовом сегменте ниже $50 тысяч. Скейриндж открыто критикует «посредственные» электрокары, отмечая лишь успех Tesla Model Y и Model 3, и уверен, что R2 поможет Rivian закрепиться на рынке, заполнив пустые ниши среди SUV, хэтчбеков и минивэнов
Мировой рынок программно-ориентированных автомобилей (SDV) может возрасти до $755 млрд уже в 2029 году. Главный тренд – централизованные вычислительные системы, которые позволят обновлять авто на протяжении многих лет. Rivian обещает поддержку своих моделей обновлениями программного обеспечения минимум десять лет, продлевая жизненный цикл машин и усиливая их ценность

Вызовы и новые возможности
SDV открывают путь к дополнительным источникам прибыли — прежде всего через подписки на функции, такие как автономное управление или премиум-опции. Однако массовое использование такой модели пока происходит медленно. Руководитель считает, что задержки крупных автопроизводителей в этой сфере создают возможности Rivian и Tesla укрепить свои позиции на рынке США. Финансовые результаты второго квартала 2025 года свидетельствуют о продвижении компании на пути к прибыльности, а главная ставка сделана на новый кроссовер R2
Rivian рассматривает программно-ориентированные технологии как основу создания доступных, автономных и постоянно обновляемых электромобилей. Компания не просто конкурирует с другими производителями – она стремится формировать будущее индустрии. С выходом R2 и развитием партнерств Rivian имеет шанс ускорить глобальный переход на электромобили и сделать их умнее, долговечнее и привлекательнее для массового покупателя
Читать дальше
Похожие записиЧитать дальше
Последние новости, которые могут вас заинтересовать
-
Американская компания Grounded представила новый электрофургон G1
Grounded представила новый электромобиль G1, который может стать универсальным решением медицинских учреждений и служб реагирования в чрезвычайных ситуациях Премьера состоялась во время Climate Week NYC, где компания показала, как это транспортное средство может изменить представление о мобильных офисах, клиниках и центрах помощи. Модель создана на основе коммерческой платформы Harbinger и доступна в трех основных вариантах: […]
25 September 2025 -
Электрические BMW и Mini самостоятельно съезжают с конвейера
Новые модели BMW и Mini, включая электрические седаны i5 и i7, теперь покидают заводы без участия водителей. Это стало возможным благодаря системе Automated Driving In-Plant (AFW), впервые внедрённой в 2022 году на заводе в Дингольфинге, Германия. Сегодня эта технология готова к серийному использованию и уже активно применяется на других производственных площадках BMW На заводе в […]
26 November 2024 -
Правительство Великобритании пересматривает планы по внедрению электромобилей
Британское правительство пересматривает жесткий мандат по продаже электромобилей (EV), который автопроизводители считают нереалистичным. Согласно действующим нормам, 22% всех проданных автомобилей и 10% фургонов в 2024 году должны быть полностью электрическими. Однако этого результата удалось достичь только в один месяц в году, ведь спрос на электромобили в Великобритании остается относительно низким. К этому добавились сложности после […]
28 November 2024