Позитивный прирост количества электромобилей на дорогах увеличивает заинтересованность в этом сегменте среди населения. К концу 2023 года в Украине зарегистрировано почти 90.000 электрокаров. Но несмотря на это, многие задаются вопросом по поводу эффективности их использования зимой
Использование электромобиля при низких температурах немного отличается от использования при плюсовых и имеет ряд особенностей, о которых мы сегодня вам расскажем
Начнем с географии. В Украине температура зимой нечасто опускается ниже -15–20°С, и то ненадолго. А вот лидер по развитию электромобильности в мире – Норвегия – имеет большой опыт эксплуатации электромобилей в суровых климатических условиях. В этой стране длительное время температура держится на уровне -20°С, а в некоторых регионах опускается и до -40°С. В то же время Норвегия входит в пятерку стран с наибольшим количеством электрокаров: на 5,5 миллионов человек приходится почти 700 тыс. электромобилей. То есть холодная зима никак не мешает норвежцам использовать все преимущества электротранспорта
Почему электромобиль теряет запас хода зимой?
Комфортным для работы аккумуляторной батареи считается температурный диапазон от -5°С до +60°С. При более низких температурах электромобиль теряет от 10% до 40% запаса хода. Основные причины, которые на это влияют:
- В холодную погоду скорость химических реакций замедляется, что соответственно уменьшает емкость батареи
- Активное использование обогрева салона, подогрева сидений, стекла, руля.
- Манера вождения и сложность дорожных условий
- Место хранения авто. Паркование вашего электрокара – в теплом гараже, паркинге или на морозе – тоже играет важную роль
- Более медленная зарядка при низких температурах
Однако стоит отметить, что чересчур высокие температуры тоже способствуют более быстрой разрядке аккумуляторной батареи
Исследование автомобильных экспертов насчет влияния низких температур на запас хода электромобилей
Согласно исследованию American Automobile Association (ААА) при температурах ниже -7°С с включенными системами отопления и вентиляции электромобиль теряет 41% запаса хода. В эксперименте принимали участие 5 автомобилей разных марок: Chevrolet Bolt EV, Volkswagen e-Golf, Nissan Leaf, BMW i3s, Tesla Model S. Все авто показали практически одинаковый результат. Меньше всего электроэнергии потребляет освещение, стеклоочистители, аудиосистема. А вот система HVAC (Heating, Ventilation, and Air Conditioning, то есть отопление, вентиляция и кондиционирование) потребляет на отопление от 15% до 36% в зависимости от ее типа
Результаты тестов Норвежской автомобильной ассоциации отличаются от результатов ААА. Норвежцы определили, что потеря запаса хода в суровых условиях составляет 18%, но они не прогревали салон или батарею в тестовых авто перед началом движения
Норвежские эксперты провели грандиозный эксперимент, приморозив 5 электромобилей в специальных камерах до -40°С, чтобы проверить качество авто. Полностью тест прошли два из них. У оставшихся трех возникли проблемы, но они были связаны не с основными тяговыми батареями, а со свинцово-кислотным аккумулятором, который питает бортовое оборудование
Советы по эксплуатации электромобиля зимой
- Храните авто в теплом гараже или в закрытом помещении, паркинге. Батарея медленнее разряжается и быстрее заряжается, когда в помещении тепло
- Прогревайте салон авто во время зарядки от сети. Если авто заряжается, то обогрев использует энергию сети, а не батареи. Также, если есть такая возможность, используйте дистанционное включение обогрева с помощью приложения перед выходом из дома.
- Паркуйте ваш электромобиль днем на солнце, если есть такая возможность. Чем теплее аккумуляторная батарея, тем меньше она теряет емкости
- Не пользуйтесь быстрой зарядкой, когда ртутный столбик опускается ниже -20°С
- При значительных минусовых температурах используйте режим медленной зарядки
- Не оставляйте полностью разряженный электромобиль на морозе: это может стать причиной его выхода из строя. Для сохранения аккумуляторной батареи зимой ее емкость при стоянке должна быть не меньше 20%
- Если вы поехали по делам и поблизости есть зарядная станция, подключитесь к ней, пусть авто подзарядится даже при достаточном имеющемся запасе хода
- Некоторые авто оборудованы системой автоматического обогрева батареи, которая поддерживает ее в оптимальном температурном режиме, что позволяет уменьшить затраты энергии
- Перейдите в режим ЕСО, он лучше всего подходит для езды зимой. В таком режиме увеличивается запас хода и лучше сохраняется аккумуляторная батарея. Езда на небольших скоростях не только увеличит автономность, но и сделает ваше передвижение зимой более безопасным. Включите режим рекуперации энергии. Электромобиль будет замедлять свой ход без использования тормозов, что позволит сберечь до 10–15% заряда батареи. Кроме того, так авто стабильнее замедляется на скользкой дороге
- Рационально используйте систему обогрева салона. Можно поэкспериментировать с обогревом салона, чтобы выбрать оптимальный для себя. Например, если включить обогрев стекла и ног, а потом – только стекла, вам будет довольно комфортно в салоне
- Используйте специальные зимние шины для электрокаров. Низкое сопротивление качению увеличивает пробег электромобиля. Следите за давлением воздуха в шинах
Некоторые автопроизводители оснащают электромобили тепловым насосом, который обеспечивает обогрев салона без существенной потери емкости батареи. Такие модели лучше всего подходят для зимы
Опыт Норвегии и исследования известных экспертов по эксплуатации электромобилей в суровых условиях при низких температурах полностью развенчивают все мифы и избавляют от предубеждений против использования таких авто зимой
Современный электрокар – это эффективное средство перемещения зимой. Планируйте заранее свои поездки и зарядки. Рациональное использование электромобиля сделает ваши поездки удачными, экономными и комфортными
Читать дальше
Похожие записиЧитать дальше
Последние новости, которые могут вас заинтересовать
-
Хорошие новости для владельцев Fisker
Два зонда безопасности в океане Fisker были закрыты в США после того, как обанкротившаяся марка выпустила отзыв для устранения неисправности дверей и проблемы с торможением В январе Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA) начала проверку 7745 автомобилей Ocean после жалоб на то, что система рекуперативного торможения может выйти из строя на поверхностях с низким […]
31 August 2024 -
Компактный электромобиль для подростков обновился – это Opel Rocks 2025
Небольшой электромобиль Opel Rocks, который в некоторых странах Европы можно водить уже с 15 лет, пережил легкое обновление и вскоре получит «спортивную» версию GS. Означает ли это, что миниатюрный электрокар станет более драйвовым? Давайте разбираться! Косметические изменения: скромный фейслифтинг вместо революции Opel представил обновленную версию Rocks – компактного электрического квадроцикла, который является техническим двойником Citroen […]
20 March 2025 -
Электрические Porsche будут имитировать переключение передач
Ровно год назад Porsche публично высмеивала идею имитации переключения передач в электромобилях, называя ее ухудшением опыта вождения. Сегодня же немецкий производитель роскошных спорткаров, похоже, кардинально меняет свое мнение. Оказывается, пока компания официально критиковала эту функцию, ее инженеры тайно работали над собственной версией, которая, по их словам, “столь реальна, что Вы не заметите разницу” Эти сенсационные […]
28 August 2025