Вчера, в среду 12 июня 2024 года, Европейская комиссия шокировала Китай, введя с 4 июля пошлины до 38,1% на импорт электромобилей. Потенциально это может спровоцировать торговую войну во время большой политической неопределенности в Европе. Пекин уже пригрозил принять ответные меры против европейской авиации, фермеров и производителей спиртных напитков
Временные пошлины, введенные после многомесячного расследования государственной помощи китайским производителям электромобилей, вызвали немедленное осуждение со стороны китайского правительства, которое уже угрожало местью европейским фермерам и самолетостроителям и начало антидемпинговое расследование против французской алкогольной промышленности.
«Когда наши партнеры нарушают правила, мы будем отстаивать свои права», – заявил глава торгового представительства ЕС Валдис Домбровскис в письменном заявлении
Высокопоставленный чиновник ЕС заявил, что китайские электромобили «субсидируются от железорудной шахты до порта в ЕС, куда прибывают готовые автомобили», поскольку Пекин вкладывает деньги в добычу лития, рафинирование металлов, выплавку стали, производство аккумуляторов и автомобилей и их отправку в Роттердам или Гамбург
Китайская торговая палата в ЕС сразу выразила свой «шок, глубокое разочарование и недовольство этой протекционистской мерой» и осудила антисубсидийное расследование как «охоту на ведьм». Она добавила, что тарифы станут «серьезным рыночным барьером». Но Министерство торговли Китая в своем заявлении не объявило о прямых ответных действиях. Оно лишь пообещало «решительно принять все необходимые меры для защиты законных прав китайского бизнеса»
Эти тарифы появились через несколько дней после выборов в Европейский парламент, и по оценкам аналитиков говорят о высоких амбициях Урсулы фон дер Ляйен, которая стремится переизбраться на второй срок и возглавить исполнительную власть ЕС. Чтобы остаться на посту, ей понадобится поддержка президента Франции Эммануэля Макрона, который хочет более высоких пошлин, и канцлера Германии Олафа Шольца, который этого не хочет. Оба лидера потерпели тяжелые поражения в минувшее воскресенье
Поскольку отчаянная попытка Германии удержать пошлины на как можно более низком уровне провалилась, Берлин, похоже, пока проиграл спор с Парижем. Франция, чьи автопроизводители не столь уязвимы в Китае, настаивала на высоких ставках и стояла за тем, чтобы убедить Еврокомиссию начать расследование прошлой осенью
«На самом деле были сомнения, что президент Еврокомиссии, которая сейчас пытается восстановиться в должности, а ей для этого нужна поддержка немецкого канцлера, пойдет против немецких интересов», – сказал Никлас Пуатье, экономист брюссельского аналитического центра Bruegel, – «Но это соответствует ее предыдущей политике, когда она занимала достаточно принципиальную позицию по спорным вопросам. Я думаю, что это очень хорошо”
Новые реалии
Модели BYD получили таможенную наценку 17,4%, Geely – 20%, а SAIC – самую высокую наценку в 38,1%. Все эти производители были проверены Комиссией в начале этого года, при том что они не предоставили столько информации, сколько Брюссель надеялся получить
ЕС уже взимает 10-процентную пошлину с любого автомобиля иностранного производства, тогда как в Китае она составляет 15%. Пошлины, о которых было объявлено в среду, будут добавлены к этому сверху
Китайские автопроизводители, которые не пригласили представителей Комиссии и не предоставили никакой информации, столкнутся с самой высокой пошлиной в 38,1%. Те, кто пошел на сотрудничество, заплатят 21%. Tesla, которая не прошла проверку, все равно получит шанс предоставить данные, и тогда ей будет назначена более низкая таможенная ставка
«Компания Tesla была признана нерепрезентативной и поэтому не была включена в выборку», – сказал высокопоставленный чиновник Комиссии. Они подтвердили, что Tesla была единственным производителем, который подал заявку на отдельный режим
Среди производителей-добровольцев – совместные предприятия, которые Audi, BMW и Toyota создали с китайскими партнерами
По словам Домбровскиса, пошлины базируются «на четких доказательствах нашего обширного расследования и полностью соответствуют правилам ВТО. Теперь мы будем взаимодействовать с китайскими властями и всеми сторонами с целью завершения этого расследования”
Он добавил, что цель Комиссии не состояла в том, чтобы полностью заблокировать электромобили из Китая: «Наша цель – восстановить равные условия игры и обеспечить, чтобы европейский рынок оставался открытым для производителей электромобилей из Китая, при условии, что они будут играть по согласованным на глобальном уровне правилам торговли»
ЕС хочет отменить несправедливое преимущество, которым пользуются китайские автопроизводители благодаря щедрым государственным субсидиям. Именно в этом была главная причина, почему фон дер Ляйен объявила о расследовании в сентябре прошлого года
Хотя это звучит как эскалация торговой войны, которая длится уже несколько месяцев, эксперт по экономической политике Симона Тальяпьетра, утверждает, что расследование не выходит за рамки закона. По ее словам, введение пошлины «не означает отхода от устоявшейся модели экономической эффективности и открытой торговли, сложившейся в блоке. На самом деле речь идет о выравнивании условий игры”
Вопрос заключается в том, насколько сильно пошлины повлияют на продажи, сказал Юрген Маттес, экономист из кельнского института экономических исследований IW. Он добавил: «Автомобили в Китае иногда стоят фактически вдвое дешевле, чем у нас – это именно из-за ценовой войны»
Несмотря на то, что ЕС приказал таможенным органам регистрировать импорт всех китайских электромобилей, чтобы позволить взимать пошлины задним числом, начиная с марта, это решение будет принято только в ноябре. Пока что пошлины начнут применяться на следующий день после того, как блок официально отменит временные пошлины 4 июля
Немецкий диссонанс
Реакция на новость в Германии была очень неоднозначной, что отражает стратегическую роль, которую играет автомобильная промышленность в крупнейшей стране-экспортере ЕС
Манфред Вебер, лидер Европейской народной партии, к которой принадлежит фон дер Ляйен, высказался в сети Х так: «Пришло время положить конец недобросовестной практике Китая»
Министр экономики Германии Роберт Хабек также осторожно приветствовал результаты расследования, заявив журналистам в Берлине, что это дает Китаю возможность рассмотреть критические выводы Комиссии в ходе прямых переговоров, которые могут предотвратить раскручивание торговой спирали
Автопроизводители обеспокоены
“Справедливая и, прежде всего, свободная мировая торговля очень важна, она стимулирует инновации и рост. Чего мы не можем использовать как страна-экспортер, так это растущие торговые барьеры”, – заявила генеральный директор Mercedes-Benz Ола Келлениус в своем заявлении. «Мы должны работать над снижением торговых барьеров»
ACEA, отраслевая ассоциация, представляющая европейских автопроизводителей, заявила, что она последовательно подтверждает, что свободная и справедливая торговля имеет важное значение для создания конкурентоспособной европейской автомобильной промышленности. Свободная и справедливая торговля означает обеспечение равных условий для всех конкурентов, но это лишь одна важная часть пазла глобальной конкурентоспособности. «Для того, чтобы быть конкурентоспособным на мировом рынке, европейскому автомобильному сектору прежде всего нужна надежная промышленная стратегия развития электромобильности», – отметила в своем заявлении Сигрид де Врис, генеральный директор лоббистского объединения
Поразительно, что партия фон дер Ляйен – ХДС в Германии – также раскритиковала планы Еврокомиссии. Торстен Фрай, парламентский секретарь группы в Бундестаге, сказал: «Германия выигрывает от свободной торговли больше, чем любая другая страна в ЕС».Именно поэтому он «очень критически относится к пошлинам», поскольку они «не отвечают интересам Германии»
Сдержанный ответ Парижа
«Франция изучает предложение Комиссии, которое содержит очень подробный юридический и экономический анализ», – сказал один французский чиновник, пожелавший остаться анонимным. «Комиссия будет консультироваться со странами-членами относительно их мнения»
Временные пошлины должны быть подтверждены голосованием стран-членов ЕС через несколько месяцев. Для их отмены требуется квалифицированное большинство голосов – и на сегодня маловероятно, что Германия сможет собрать достаточный кворум для этого
Материал создан на основе статьи в POLITICO