Тормозная пыль – незаметный, но опасный враг. Она оседает не только на блестящих дисках, но и в наших легких. И если о выбросах двигателей говорят все, то о вредных частицах от тормозов – пока меньше. Но это изменится уже в следующем году со вступлением в силу жестких экостандартов Euro 7, которые впервые регулируют и частицы, образующиеся при торможении
С 2026 года новые авто в ЕС должны будут выбрасывать не более 7 мг тормозной пыли на каждый километр. А с 2035 года – только 3 мг/км. Производители готовятся к новым вызовам, и один из технологических лидеров – Brembo – уже имеет ответ
Greentell: инновация с пользой для здоровья
Новая технология получила название Greentell – сочетание слов “green” (экологический) и “intelligent” (интеллектуальный). Ее суть – в лазерном нанесении специального металлического покрытия на тормозной диск. Brembo использует Laser Metal Deposition (LMD) – метод, при котором металлический порошок расплавляется лазером и наносится на поверхность диска. Это фактически 3D-печать металлом
Результаты – впечатляющие. По данным Brembo, новое покрытие уменьшает выбросы частиц на 90% согласно процедуре испытания WLTP. А износ поверхности диска – на 80% меньше, чем у стандартных чугунных дисков. Хотя из-за более тонкой конструкции реальный ресурс возрастает на 20-30%, а не на все 80
Greentell не совместим с привычными колодками – нужен новый материал
В Brembo разработали его специально для этой системы. К тому же, вместо традиционного индикатора износа инженеры предложили инновацию: логотип компании на поверхности диска, который исчезает с износом. Если логотип стерся – пора менять тормоза. Эту идею Brembo позаимствовала из автоспорта, где подобная технология уже используется в тормозных системах для спорткаров GT
Greentell-диски имеют гладкую поверхность без отверстий или прорезей, которые обычно ассоциируются с мощными спорткарами. И хотя выглядит это нетипично, решение абсолютно обосновано. Перфорированные диски снижают эффективность в долгосрочной перспективе, поскольку вызывают больший износ и, соответственно, больше вредных выбросов. А новые материалы и технологии уже позволяют достичь отличного охлаждения и стабильного торможения без необходимости в дополнительных отверстиях
Greentell создан для того, чтобы помочь автопроизводителям соответствовать требованиям Euro 7, поэтому ключевой рынок – Европа. Но Brembo не исключает появления этой технологии и в США – если кто-то из автопроизводителей захочет предложить ее локально. Для послегарантийного обслуживания компания также предлагает продукт Greenance, который имеет схожие характеристики и направлен на снижение вредных выбросов
Кстати, анализ проведенный EIT Urban Mobility и Transport for London показывает, что благодаря рекуперативному торможению, электромобили снижают количество тормозной пыли на впечатляющие 83%. Это значительно превосходит показатели гибридов (10-48%) и гибридов, подключаемых к сети (PHEV), которые уменьшают выбросы тормозной пыли на 66%. Исследование охватило такие города, как Лондон, Милан и Барселона
Хотя электромобили могут вызывать несколько больший износ шин из-за большей массы (исследование предполагает 20% разницы, хотя реальные сравнения моделей показывают около 5%), тормозная пыль оказалась значительно вреднее для дыхательных путей, поскольку чаще попадает в воздух (более 40% против 1-5% для частиц шин). Даже с учетом незначительного увеличения износа шин, электрокары производят на 38% меньше общих выбросов от тормозов, дорожного покрытия и шин, и это не учитывая отсутствие выхлопных газов!
Исследование подчеркивает, что переход от частных автомобилей к общественному транспорту, велосипедам и пешим прогулкам имеет еще больший экологический эффект. Изменение вида транспорта может уменьшить невыхлопные выбросы в 5 раз больше, чем только электрификация автопарка. Автобусы, несмотря на большие индивидуальные выбросы, значительно эффективнее по выбросам на человека-милю благодаря высокой пассажировместимости. Электрические автобусы дополнительно усиливают это преимущество. Конечно, ходьба и езда на велосипеде остаются наименее вредными для окружающей среды
Читать дальше
Похожие записиНовый электрический кроссовер Kia EV5 готовится к выходу на европейский рынок уже в четвертом квартале этого года. Компания Kia уже официально обнародовала технические характеристики для европейской версии модели, и сразу бросается в глаза важный момент: на старте продаж автомобиль будет доступен только с одной конфигурацией — переднеприводной Пока австралийские покупатели могут выбирать между версиями с […]
9 July 2025Автомобиль выглядит по-настоящему стильно и современно, с характерным дизайнерским подходом Mazda, который всегда отличался изысканностью среди массовых брендов. Но за красивым внешним видом скрывается довольно неожиданный ценовой сюрприз — европейская версия стоит более чем в два раза дороже, чем идентичная модель на китайском рынке Технически Mazda 6e — это европейский аналог китайской модели EZ-6, разработанной […]
9 July 2025Hyundai представил совершенно новый электрический кроссовер Elexio, разработанный специально для китайского рынка в сотрудничестве с местным партнером BAIC Это первый электромобиль, созданный совместным предприятием Beijing Hyundai, и он сразу же привлек внимание благодаря своим инновациям в дизайне и технологиях. Elexio отказался от привычных физических кнопок в пользу огромного 27-дюймового дисплея с разрешением 4K, который простирается […]
9 July 2025Читать дальше
Больше об этой теме в нашем блоге