Автомобильные технологии еще никогда не находились в таком стремительном развитии, как сейчас, и, учитывая, что литий-ионные аккумуляторы приобрели коммерческое значение лишь в 1990-х годах, внезапный переход к автомобилям, работающим на них – экстраординарное явление. Но что будет дальше?
Вспомним одноцилиндровый двигатель Benz Patent-Motorwagen 1885 года, который был открыт всем ветрам, где на коленчатый вал и внутренние детали буквально падал дождь
Учитывая то, как быстро все меняется, вполне вероятно, что литий-ионные аккумуляторы, которые имеют недостатки с точки зрения экологичности, энергетической безопасности и стоимости, будут вытеснены другим типом накопителей энергии. Ионно-натриевые аккумуляторы (SIB, также известные как Na-ионные аккумуляторы или NIB). Они уже давно появились на горизонте, но еще некоторое время считалось, что они недостаточно готовы для промышленного использования в электромобилях
Но в начале января JAC объявил, что начал производство небольшого электромобиля своего бренда Yiwei, оснащенного SIB от Hina Battery. Другая китайская компания JMEV также объявила о выпуске нового электромобиля, работающего на SIB от Farasis Energy. JMEV EV3 (Youth Edition) – это городской микро-электромобиль с запасом хода 250 км
Недостатком SIBs является, главным образом, недостаточная плотность энергии, которая идет рука об руку с увеличенным весом (слишком мало Вт-ч/кг по сравнению с литиевыми технологиями), но есть и существенные преимущества
SIB безвредны, не содержат лития или кобальта, а натрия в изобилии по всему миру. Электролит проще, а токоприемники электродов могут быть алюминиевыми, а не медными, они более устойчивы и дешевы
В целом, SIB примерно на 30% дешевле литий-ионных. Учитывая, что батарея электромобиля сегодня составляет примерно 40% от стоимости всего автомобиля, это значительное преимущество
Производители работают над увеличением плотности энергии SIB, и батарея JMEV EV3, по некоторым данным, сохраняет 140-160 Вт-ч/кг. Компания Farasis планирует выпустить второе поколение с увеличенной до 160-180 Вт-ч/кг емкостью уже в этом году
Компания Farasis поставила себе цель достичь показателя 180-200 Вт-ч/кг к 2026 году, что сделает SIB пригодным для более широкого спектра применений. Это все еще низкий показатель по сравнению с типичной литий-ионной батареей для электромобилей, плотность которой составляет около 270 Вт-ч/кг. Серьезное коммерческое развитие SIB отошло на задний план, поскольку литий-ионная технология вышла на первый план в 1990-х годах. Так что этой технологии есть что наверстывать
SIB хорошо работают в холодную погоду, безопасны и стоят дешевле, чем ионно-литиевые, поэтому они также имеют разнообразные неавтомобильные применения. Китайский гигант CATL также разрабатывает их, как и шведская компания Northvolt и компания Faradion из Шеффилда
Читать дальше
Похожие записиКомпания раскрыла несколько ключевых характеристик, и они действительно впечатляют: запас хода более 650 километров, возможность добавить 260 км всего за 10 минут зарядки и способность буксировать прицеп массой до 2400 кг. Благодаря архитектуре 800 вольт, кроссовер поддерживает сверхбыструю зарядку, но также оснащен преобразователем, который позволяет использовать и обычные 400-вольтовые станции — практичное решение, которого не […]
13 July 2025Британский бренд MG, который сейчас принадлежит китайской компании SAIC, громко заявил о себе на Фестивале скорости в Гудвуде, представив сразу две серийные электромодели и концепт, демонстрирующий новое направление дизайна. Среди новинок — электрический фастбэк IM5, кроссовер IM6 и эффектный шоукар Cyber X, который задает стиль будущим моделям марки. Также был представлен эксклюзивный родстер Cyberster Black […]
13 July 2025Новые исследования в очередной раз подтверждают: электромобили действительно более экологичны, чем традиционные автомобили с двигателями внутреннего сгорания — и это даже с учетом производства аккумуляторов! По данным Международного совета по чистому транспорту (ICCT), полноценный жизненный цикл электромобиля — от производства первой батарейной ячейки до переработки компонентов — сопровождается на 73% меньшими выбросами углерода, чем в […]
13 July 2025Читать дальше
Больше об этой теме в нашем блоге