Задолго до появления современного Chevrolet Bolt, компания General Motors создала настоящий электрический миниатюрный шедевр – “яйцо на колесах”. Крошечный концепт под названием 512 Electric Experimental, представленный в далеком 1969 году, имел необычную откидную крышу в виде навеса, хотя его запас хода составлял лишь скромные 93 километра

Концептуальный электромобиль 1969 получил название 512 Electric Experimental, и он наглядно демонстрирует, как давно GM питала идею создания электромобилей. Он был длиной всего 218 сантиметров, изготовлен на базе из стеклопластика и питался от аккумулятора на 84 вольта. Чтобы полностью зарядить его от обычной бытовой розетки, потребовалось семь часов, а автомобиль предлагал проехать 93 километра

Автомобильный мир 1969 года был полон разительных противоречий
Существовало два концепт-кара, объединенные одинаковым значком 512, но созданные на противоположных концах земного шара, которые по-своему переосмысливали понятие экспериментального. Первый был вдохновлен гонками – это суперкар Ferrari 512 S Berlinetta Speciale, оснащенный двигателем V12. Клиновидный болид опередил концепт Lamborghini Countach на два года и выглядел, будто он готов преодолеть звуковой барьер. Другим же оказался крошечный оранжевый электромобиль от GM, который едва мог позволить себе превысить ограничение скорости вблизи школы

Насколько же компактным на самом деле был 512 Electric Experimental?
Он был создан исключительно для решения городских задач и представлен как часть всей семьи экспериментальных микрокаров GM на выставке Transpo ’72, где были представлены модели с электрическими, бензиновыми и гибридными силовыми установками. Модель 512E выглядела настолько крохотной, насколько это возможно. Имея длину всего 219 сантиметров и ширину 142 сантиметра, он оказался на 30 сантиметров короче оригинального Smart ForTwo и на 7,5 сантиметра уже

Доступ к двум сиденьям был организован из-за довольно необычной комбинации: подъемная крыша-навес, напоминавший шлем с поднятым визором, и передняя дверь, открывавшаяся на боковых петлях. Крошечные колеса с толстыми шинами, похожими на ставившиеся на тюнингованные Mini 1969 года, были расположены во всех четырех углах кузова. Обтекаемый навес вокруг создавал великолепный панорамный обзор, хотя даже с толстыми стойками времени на рассмотрение пейзажа хватало бы с большим запасом




Мощность автомобиля оставалась умеренной
Его максимальная скорость достигала всего 48 километров в час, а разгон до нее занимал долгих 12 секунд. Это может показаться ужасно медленным, пока не сравнишь с современным Citroen Ami, являющимся воплощением похожей идеи с ограничением скорости в 45 км/ч. Citroen заявляет о 75 километрах хода, что на 18 километров больше, чем у 512E, хотя следует учитывать, что методики измерения отличались. При этом Ami полностью заряжается за четыре часа, тогда как системе GM потребовалось семь
Наибольшее технологическое отличие заключалось в конструкции батарей, обеспечивавших этот пробег. Как и все современные электромобили, Ami использует литиево-ионные аккумуляторы, тогда как 512E полагался на старомодные, тяжелые свинцово-кислотные батареи от Delco-Remy. Электромобиль GM со стеклопластиковым корпусом весил удивительно мало – 567 килограммов, хотя Ami еще легче – 483 килограмма. В контексте эволюции технологий это ярко подчеркивает прогресс от тяжелых батарей прошлого до эффективных современных решений, которые наконец позволили электромобилям стать неотъемлемой частью повседневной жизни

Проект 512E не привел к появлению крохотного электромобиля в салонах Chevrolet в 1970-х или 1980-х годах. Тем не менее, GM представила концепт Impact EV, который через шесть лет запустили в серию как EV1, доказывая свою настойчивость в идее компактных электрокаров. Через полвека GM продолжает эту игру в будущее с моделью Bolt, хотя невольно возникает мысль, насколько веселее стал бы новый электромобиль с откидным навесом и ноткой оптимизма 1970-х

Читать дальше
Похожие записиСовременный кроссовер Tesla Model X внешне почти не отличается от того, который в первый раз показали десять лет назад, хотя под знакомыми линиями скрывается совсем другая машина. Салон стал более опрятным, управляемость — острее, а версия Plaid способна пристыдить суперкар своим разгоном. Самое интересное в том, что новый Model X заметно легче первого поколения, даже […]
21 November 2025
Индия, самая обитаемая страна мира, может пойти на смелый шаг и запретить продажу премиальных авто с бензиновыми и дизельными двигателями. Новое предложение Верховного суда способно резко ускорить электромобильный переход, потому что оно бьет не по массовому рынку, а по дорогим моделям, которые покупает состоятельная аудитория Судьи призвали правительство рассмотреть поэтапное прекращение продажи премиальных авто по […]
21 November 2025
DAF представила новое поколение электрических грузовиков XD и XF Electric, отмеченных высшей наградой «International Truck of the Year 2026» Президент DAF Trucks Гаральд Зайдель принял эту премию во время торжественной церемонии на выставке Solutrans во французском Лионе. Третья победа за пять лет подчеркнула стабильное преимущество голландского производителя, ведь модели XF/XG/XG+ и XD уже становились лучшими […]
21 November 2025
Читать дальше
Больше об этой теме в нашем блоге