Производство аккумуляторов для электрокаров и систем хранения энергии достигло таких масштабов, что предложение превышает спрос примерно в три раза. По данным аналитиков, глобальная мощность производства аккумуляторов в 2025 году составит около 3930 гигаватт-часов (ГВт-час), тогда как прогнозируемый спрос составит лишь 1161 ГВт-час. Такая динамика приводит к падению цен и делает электромобили более доступными для рядового потребителя, интересующегося экологическим транспортом. Однако такой излишек создает риски: отложенные проекты, потенциальные проблемы с хранением неиспользованных батарей и замедление инвестиций в сырье
Китайские производители, такие как Contemporary Amperex Technology Limited (CATL) – крупнейший в мире поставщик аккумуляторов с долей рынка около 38% – и BYD, лидер в производстве электромобилей и гибридов с 18% рынка, являются движущей силой этого бума. Вместе они контролируют более 55% глобального рынка, вытесняя традиционных игроков из Японии и Кореи, таких как Panasonic, LG Energy Solution и Samsung SDI, доминировавших когда-то в литий-ионных технологиях. Эти компании вертикально интегрируются, производя компоненты – аноды, катоды, сепараторы и электролиты – самостоятельно, что снижает зависимость от поставщиков и ускоряет масштабирование
Но почему возникает этот излишек?
Пять лет назад идея “слишком много аккумуляторов” казалась абсурдной. Сегодня мощности не синхронизированы со спросом из-за быстрого расширения в Китае и замедления продаж электромобилей в Северной Америке после отмены субсидий. По данным Международного энергетического агентства (IEA), глобальная производственная мощность в 2024 году уже достигла 3 терават-часов (ТВт-час), что втрое превышает спрос, и тенденция продолжается. Прогнозы BloombergNEF указывают на 3,8 ТВт-ч до конца 2025 года, с риском дальнейшего роста
Аккумулятор электромобиля – это сложная система. Анод накапливает ионы лития при зарядке, катод их высвобождает при разрядке, определяя ключевые характеристики, как емкость и срок службы. Сепаратор предотвращает короткое замыкание, а электролит обеспечивает движение ионов. Бум производства включает не только сборку батарей, но и масштабирование этих материалов. Некоторые гиганты, как CATL или LG Energy Solution, инвестируют в собственное производство компонентов, в то время как другие полагаются на специализированных поставщиков
Из-за избытка компании откладывают планы: Panasonic задерживает запуск завода в Канзасе до 2027 года из-за слабого спроса от Tesla, а LGES замедлила строительство в Мичигане. В США спрос замедляется по окончании федеральных льгот, но создание продолжает расти. Компании, как LG Energy Solution, переориентируются на литий-железо-фосфатные (LFP) аккумуляторы для сетей хранения энергии, поддерживающие электросети и дата-центры с ИИ
Последствия излишка предложения
Что происходит с избытком аккумуляторов? Или они будут просто лежать на складах? Как будут стареть неиспользованные батареи и как бороться со снижением емкости? Эти вопросы актуальны, ведь избыток может замедлить цепи поставок сырья, когда спрос на электромобили возобновится после 2030 года. Цены на батареи уже падают: глобальный средний показатель может достичь 90 долларов за киловатт-час в 2025 году по сравнению со 111 долларами в конце 2024-го
Таблица ключевых показателей рынка аккумуляторов для электромобилей (2025 год)
Показатель | Значенне | Источник |
Глобальная производственная мощность | 3930 ГВт-год | S&P Mobility, Nikkei |
Прогнозируемый спрос | 1161 ГВт-год | S&P Mobility, Nikkei |
Доля CATL на рынке | 37,9% | SNE Research |
Доля BYD на рынке | 17,8% | SNE Research |
Рост спроса на литий | 26% (до 1,46 млн тон LCE) | Minerals Mindset |
Средняя цена на батареи | ~90 USD/кВт-год | SCMP |
Геополитический и экономический контекст
Японские автопроизводители уже переводят стоимость американских тарифов на потребителей, а ЕС и США пытаются нормализовать отношения, снижая тарифы на экспорт автомобилей. В долгосрочной перспективе переизбыток может задушить добычу сырья, замедляя отрасль именно тогда, когда спрос на электромобили, по прогнозам, вырастет. Рост продаж электрокаров в 2025 году ожидается на уровне 25% глобально, с лидерством Китая и подъемом в развивающихся странах
Избыток производства аккумуляторов не конец, а новая фаза, где цены падают, а инновации, как твердотельные батареи и переработка, набирают обороты. Глобальная мощность переработки батарей может достичь 1500 ГВт-ч до 2030 года, помогая решить экологические вызовы
Читать дальше
Похожие записиMG Cyberster, первый в мире электрический родстер с мягкой крышей и дверью «крылья бабочки», уже в Украине и доступен для заказа в официальных дилерских центрах. Созданный, чтобы совмещать эмоции с инновациями, Cyberster открывает новую эру для бренда с британскими корнями Силуэт Cyberster сочетает классические черты спортивного родстера с футуристической агрессивностью. Удлиненный капот, низкая посадка и […]
16 October 2025Mitsubishi готовит сюрприз для посетителей Japan Mobility Show в Токио – футуристический электрический внедорожник, созданный для жизни на природе. В то время как компания в Европе сотрудничает с Renault, имея несколько их моделей под собственным брендом, на домашнем рынке она экспериментирует с довольно смелыми концептами Новый концепт, пока не имеющий официального названия, сочетает внедорожный характер […]
16 October 2025Европейские краш-тесты снова проверили китайский автопром на прочность – и результат оказался неутешительным Электромобиль Dongfeng Box EV, известный также как Nammi Box, получил лишь три звезды в рейтинге безопасности Euro NCAP, тогда как его соперники Renault 5 и BYD Dolphin показали гораздо более высокие результаты. Для европейских экспертов это стало свидетельством того, что некоторым китайским […]
16 October 2025Читать дальше
Больше об этой теме в нашем блоге