Европейский Союз планирует запретить использование углеродного волокна в автомобилях, классифицируя этот популярный материал как опасный. Такая инициатива вызывает серьезное беспокойство среди автопроизводителей, которые активно используют этот материал для снижения массы электромобилей и улучшения их характеристик
Почему ЕС хочет запретить углеродное волокно в авто?
Европейский парламент недавно завершил подготовку проекта пересмотра Директивы об утилизации транспортных средств (ELV). Этот документ регулирует демонтаж и переработку авто с целью сделать их более экологичными. В новом проекте впервые в мире предлагается классифицировать углеродное волокно как опасный материал

Причиной такого решения стало то, что при утилизации авто углеродное волокно, соединенное смолой, может создавать опасные частицы. Эти частицы способны попадать в воздух, вызывая короткие замыкания в оборудовании, раздражение кожи и слизистых оболочек человека
Какие последствия будет иметь запрет для автопроизводителей?
Рынок углеродного волокна является огромным и постоянно растет. По оценкам американской исследовательской компании Roots Analysis, мировой рынок этого материала, который в 2024 году составил 5,48 млрд долларов, к 2035 году достигнет 17,08 млрд долларов. Автомобильная промышленность сейчас занимает от 10 до 20% этого рынка
Углеродное волокно активно используется в авиации, в производстве лопастей ветровых турбин и, конечно, в автомобильной индустрии. Для премиальных автопроизводителей этот материал является ключевым, ведь он легче алюминия и прочнее стали. Благодаря этому можно существенно снизить массу автомобилей, особенно электрических, улучшая их дальность хода и динамические характеристики

Если запрет вступит в силу, это серьезно ударит по японским компаниям Toray Industries, Teijin и Mitsubishi Chemical, которые сейчас контролируют 54% мирового рынка углеродного волокна. Для Toray Industries автомобильная отрасль – это третий по величине сегмент бизнеса, половина которого приходится именно на европейский рынок
Значительно пострадают и производители суперкаров, такие как McLaren, которые широко используют этот материал в изготовлении кузовов своих авто. Однако даже если этот запрет примут, он вступит в силу не ранее 2029 года, что даст автопроизводителям время на адаптацию к новым реалиям

Стоит ли паниковать из-за возможного запрета?
Четыре года – это небольшой срок для автопроизводителей, которым нужно менять конструкцию своих авто, чтобы соответствовать новым требованиям. Впрочем, стоит учесть, как быстро меняется ситуация в мире – например, внедрение 25-процентных тарифов на импорт автомобилей в США со 2 апреля 2025 года уже вызвало серьезные проблемы для мировой экономики
На сегодня решение ЕС о запрете углеродного волокна еще не окончательное и может встретить серьезное сопротивление как со стороны производителей авто, так и со стороны стран-участниц ЕС. Поэтому пока рано бить тревогу. Однако автопроизводителям и инвесторам, зависящим от этого материала, стоит быть готовыми к возможным изменениям и уже сейчас рассматривать альтернативные технологии и материалы
Читать дальше
Похожие записиМеждународная автомобильная федерация (FIA) объявила о внедрении технических стандартов и правилах омологации для электрокарт в категориях Junior и Senior Новые требования охватывают электрические силовые установки, допустимые пределы напряжения, массу, расположение батарей и способы интеграции силовых элементов Новые стандарты, утвержденные Всемирным советом автоспорта FIA, стали продолжением предыдущих правил, с октября 2023 года регулирующих младшую категорию e-karting […]
22 October 2025
Южнокорейские ученые представили новый материал для анодов литий-ионных батарей, позволяющий значительно ускорить зарядку и одновременно сохранять длительный срок службы. Исследования провели специалисты из Ульсанского национального института науки и технологий (UNIST), Корейского университета и Института науки и технологий KIST, а его результаты опубликованы в журнале Advanced Functional Materials Основой открытия стал гибридный анод, созданный из сочетания […]
22 October 2025
Африканская компания Spiro привлекла $100 млн для масштабного расширения своей сети замены аккумуляторов для электромотоциклов Рекордный раунд финансирования возглавил Фонд развития экспорта в Африке (FEDA) — инвестиционное подразделение Afreximbank, выделившее $75 млн. Благодаря этим средствам компания сможет существенно увеличить количество электрических мотоциклов на дорогах и расширить сеть станций замены аккумуляторов. Модель работы Spiro проста: вместо […]
22 October 2025
Читать дальше
Больше об этой теме в нашем блоге