Мы все еще находимся на ранней стадии перехода на электромобили – это означает, что создание электромобиля остается огромным техническим вызовом. Производители отказываются от более чем столетнего опыта разработки автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и переосмысливают, как построить транспортное средство с нуля
Не существует единого правильного способа построения платформы для электромобиля. Автомобильные компании остановились на четырех основных путях развития
Специальная платформа для электромобилей
Как следует из названия – это платформа разработанная специально для электромобилей. Она обеспечивает максимальную свободу дизайна. Она масштабируемая и модульная. Ее можно продавать другим производителям. Это идеал, к которому стремится почти каждый производитель электромобилей. Но чтобы достичь этого, нужны годы кропотливых и дорогостоящих исследований. И даже такая разработка не гарантирует отдачи от инвестиций, поэтому ее трудно «продать» акционерам
Модифицированная платформа от машин с ДВС
Это быстрый путь к созданию электромобиля, когда производитель модифицирует существующую платформу, которая используется машинами с бензиновыми двигателями. При этом ограничивается дизайн и возможности электромобиля. Часто это тупик в развитии. Но это способ быстро получить исправный электромобиль и выиграть время для того, чтобы определиться с электрическим будущим
Гибридная платформа
Некоторые новые платформы были разработаны, чтобы гибко работать с различными типами силовых агрегатов. Платформа может использовать двигатели внутреннего сгорания, электрические компоненты или различные формы гибридов между ними. Она имеет меньшие возможности, чем специализированные платформы, но производители, имея возможность строить электромобили на одной линии с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, имеют большую гибкость отвечать на рыночный спрос
EV First Platform
Это специальная платформа для электромобилей, которая разработана для электромобилей, но при этом способна интегрировать силовые агрегаты с двигателями внутреннего сгорания, гибридные силовые агрегаты или силовые установки для увеличения запаса хода. В будущем именно эти платформы могут стать более популярным, поскольку они имеют ряд важных преимуществ для скептически настроенных покупателей
Итак, ниже краткий обзор платформ электромобилей, которые сейчас используются в серийных электрокарах или находятся на стадии разработки
BMW Neue Klasse
CLAR: CLAR расшифровывается как BMW Cluster Architecture. Электромобили BMW, такие как i4, построены на этой гибридной платформе, которая также лежит в основе автомобилей BMW с двигателями внутреннего сгорания. Производительность несколько снижена по сравнению с конкурентами от Mercedes
iX: Кроссовер BMW iX работает на собственной специальной EV-платформе, которую несколько путано описывают как «совершенно новую», но в то же время совместимую с CLAR
Neue Klasse: Neue Klasse станет первой специальной платформой для электромобилей BMW. Она будет оснащена более компактными, энергоемкими цилиндрическими аккумуляторными батареями, что позволит электрокарам предлагать больший запас хода и развивать мощность до 1341 л.с. от системы с четырьмя электродвигателями. Neue Klasse должен появиться в 2025 году в виде кроссовера размером с X3 и седана размером с третью серию
Ford
GE1: Ford использует платформу Global Electrified 1 для Mustang Mach E. GE1 происходит от платформы внутреннего сгорания C2, которая лежит в основе Ford Escape, Maverick и Bronco. Также Ford использовал платформу MEB от Volkswagen для европейских электромобилей и разрабатывает обновленную платформу GE2
T3: Ford строит F-150 Lightning на пересмотренной версии своей кузовной платформы T3, которая лежит в основе обычных пикапов F-150. Ford заявил, что запустит пикап «Проекта T3» на новой электромобильной платформе в конце этого десятилетия
General Motors
BEV3: BEV3 – это специальная платформа для электромобилей GM. Она использует схему скейтборда с технологией аккумуляторов Ultium от GM. GM использует BEV3 для таких кроссоверов, как Cadillac Lyriq, Chevrolet Blazer EV и Chevrolet Equinox EV. Honda Prologue и Acura ZDX также построены на BEV3
BT1: BT1 – это платформа GM для полноразмерных электрических пикапов и внедорожников, лежащая в основе таких автомобилей, как GMC Hummer EV и Chevrolet Silverado EV. Она не связана с платформой для грузовиков T1. BT1 технически не является платформой типа «кузов на раме», хотя GM утверждает, что она не цельнометаллическая
Hyundai Motor Group
E-GMP: Электрическая глобальная модульная платформа Hyundai – это специальная платформа для электромобилей. Она известна своей архитектурой на 800 В (для более доступных автомобилей, таких как Kia EV3, есть версия на 400 В) и молниеносно быстрой зарядкой мощностью 350 кВт. Автомобили на базе платформы E-GMP – Kia EV9, Hyundai Ioniq 6 и Hyundai Ioniq 5 – выиграли три последние премии World Car Awards
Lucid
Lucid Air: Платформа Lucid Air предлагает одни из самых впечатляющих показателей производительности и эффективности на рынке электромобилей благодаря своей 924-вольтовой архитектуре и эффективно скомпонованной силовой установке. Она обеспечивает более 500 миль (800 км) запаса хода (лучший показатель на рынке) в самой эффективной форме и может ускоряться от 0 до 96 км в час всего за 2,5 секунды
Mercedes-Benz
EVA2: EVA2 – это текущая платформа для электромобилей Mercedes-Benz. Это специальная платформа для электромобилей, которая лежит в основе седанов и внедорожников EQS и EQE. Она имеет архитектуру с напряжением 400 В, что обеспечивает быструю зарядку мощностью до 200 кВт
MMA: MMA – это модульная архитектура Mercedes. Новая платформа, разработанная в первую очередь для небольших электромобилей (хотя они не будут исключительно электрическими). Она дебютировала с концептом CLA и будет поддерживать архитектуру с напряжением 800 В и быстрой зарядкой до 250 кВт
AMG.EA: Mercedes-Benz строит высокопроизводительный электромобиль AMG EV на собственной платформе. Он будет использовать мощные, легкие осевые электродвигатели от Yasa и высоковольтную, высокопроизводительную батарею. На ней ожидается мощный легковой электромобиль и кроссовер
VAN.EA: Mercedes-Benz разрабатывает новую модульную платформу для электрических фургонов VAN.EA. Она будет использоваться для коммерческих и частных транспортных средств, причем Mercedes-Benz планирует запустить новую линейку фургонов для кемпинга и среднеразмерный роскошный фургон
Nissan
CMF-EV: Nissan Ariya использует платформу CMF-EV, модифицированную версию платформы CMF (Common Module Family), которую используют другие электромобили Nissan. Это архитектура с напряжением 400 В, которая обеспечивает быструю зарядку до 130 кВт
Платформа Nissan EV: Nissan Leaf использует старую электромобильную платформу, основанную на платформе Nissan B. Это единственный электромобиль, который до сих пор использует разъем CHAdeMO для быстрой зарядки
Rivian
Платформа Rivian: Компания Rivian выпустила два транспортных средства на своей собственной платформе для R1: пикап R1T и трехрядный внедорожник R1S. Rivian обновил их до 2025 модельного года, причем оба предлагают максимальный диапазон в более 400 миль (640 км), а также впечатляющую проходимость и способность разгоняться от 0 до 60 миль/ч за 3,0 секунды
Rivian Midsize: Rivian представила новую меньшую среднеразмерную платформу, которая станет основой для новых автомобилей R2, R3 и R3X, которые начнут выпускаться в 2026 году. Новые электромобили будут меньше, чем линейка R1, с меньшими возможностями и запасом хода. Но они должны быть значительно дешевле: цена R2 будет стартовать от $45 000, а R3 – еще меньше
Rolls-Royce
Architecture of Luxury: Rolls-Royce Spectre работает на платформе Architecture of Luxury (да, это действительно ее название), которая является основой для моделей Rolls-Royce с двигателем внутреннего сгорания. Spectre оснащен двумя электродвигателями BMW, выдающими 577 лошадиных сил и обеспечивающими запас хода до 470 км
Stellantis
STLA: Stellantis представил четыре платформы STLA (произносится как «Стелла»): Small, Medium, Large и Frame. Компания называет их EV-first или EV-native платформами, разработанными для электромобилей, но совместимыми с двигателями внутреннего сгорания и гибридными двигателями. Jeep Wagoneer S и Dodge Charger Daytona будут использовать платформу STLA Large. Ram 1500 REV и Ramcharger будут ездить на грузовой платформе STLA Frame
Toyota
e-TNGA: e-TNGA – это электрическая версия платформы Toyota New Global Architecture. Она лежит в основе Toyota bZ4X, Lexus RZ и Subaru Solterra. Автомобили получили высокую оценку за динамику вождения, а также за запас хода и технологию зарядки, которые значительно лучше чем предложения конкурентов. Сейчас Toyota работает над созданием специальной платформы для электромобилей
Tesla
Model S/Model X: Первым электромобилем Tesla после родстера стал полноразмерный седан Model S. Впоследствии бренд выпустил кроссовер на его основе – трехрядную Model X. Эти электромобили, выпущенные в 2013 и 2016 годах соответственно, все еще продаются, хотя и с существенными улучшениями
Model 3/Model Y: Tesla вышла на бюджетный рынок с меньшей и более дешевой Model 3, а затем выпустила кроссовер Model Y. С помощью этой платформы Tesla упростила производство. На момент запуска Model Y имела более 70% общих компонентов с Model 3
Cybertruck: Третий автомобиль Tesla – Cybertruck. Он имеет платформу грузовика с единым кузовом (без рамы). Cybertruck – это первый автомобиль Tesla, который перешел на архитектуру 800 В, хотя он заряжается с такой же скоростью, как и конкуренты с 400 В
Volkswagen Group
MEB: Модульный электрический инструментарий Volkswagen – это первая специальная платформа для электромобилей, которая используется для более доступных электромобилей. Это модульная платформа с плоским полом, обеспечивающая достаточное грузовое и пассажирское пространство. Она лежит в основе Volkswagen ID.4, ID. Buzz и Audi Q4 E-Tron и Audi Q4 E-Tron. Ford использует ее для своих европейских электро кроссоверов
MLB Evo: Первый электромобиль Audi, который сейчас называется Q8 E-Tron, работает на платформе MLB Evo, модифицированной версии платформы MLB от Volkswagen, которая используется для таких автомобилей, как Lamborghini Urus и Porsche Cayenne
J1: J1 – это высокопроизводительная спортивная платформа для электромобилей, которая используется Porsche для Taycan и Audi для E-Tron GT. Платформа J1 предлагает архитектуру на 800 В и быструю зарядку до 270 кВт
PPE: Premium Platform Electric – новая модульная платформа, разработанная для Porsche и Audi. Она предназначена для больших электромобилей и дебютирует с Porsche Macan EV и Audi Q6 E-Tron. Как и платформа J1, PPE имеет архитектуру на 800 В
SSP: Scalable Systems Platform – это модульная платформа для электромобилей следующего поколения от VW Group. Она призвана заменить MEB и другие платформы, и обеспечить большую стандартизацию для снижения затрат. Развертывание SSP было отложено до конца 2020-х годов
Volvo/Polestar
CMA: CMA (Compact Modular Architecture) – это платформа Volvo для среднеразмерных электромобилей, которая используется для электрических моделей и моделей с двигателем внутреннего сгорания. Она лежит в основе Polestar 2 и автомобилей Volvo XC40 Recharge и C40 Recharge
SPA2: SPA2, Scalable Product Architecture 2, – это специальная платформа Volvo для электромобилей, которая дебютировала с кроссоверами Volvo EX90 и Polestar 3. Электрокары имеют архитектуру на 400 В, которая обеспечивает мощность зарядки до 250 кВт. Компания Volvo заявила, что разрабатывает более мощную архитектуру SPA3, которая придет ей на замену