Перші кроки в світ електромобілів — photo 3721

Перші кроки в світ електромобілів

29.01.2024

Электромобили становятся все более популярными и доступными в Украине. И поскольку это более новая технология, у многих водителей возникают вопросы о том, как работают электромобили, сколько стоит их содержание, какие преимущества и недостатки перехода на электрифицированный транспорт и т. д. Мы попробовали дать ответы на частые вопросы об электромобилях, которые возникают у всех желающих сменить обычный автомобиль на электрический

В первую очередь о разнице в определениях, используемых в описаниях характеристик электромобилей 

Лошадиные силы против киловатт. Мощность автомобильных двигателей внутреннего сгорания обычно определяется в лошадиных силах. Мощность электродвигателей в электромобилях рассчитывается в киловаттах. Один киловатт на треть мощнее одной лошадиной силы. 100-киловаттный электромотор – это приблизительно то же самое, что и 136-сильный бензиновый. Точнее, умножьте лошадиные силы на 1,3596, и Вы получите киловатты

Киловатт-часы. Для расчета потребления энергии аккумулятором используются киловатт-часы (кВт-ч), то есть мощность в киловаттах на протяжении определенного периода времени. Один киловатт – это приблизительно столько, сколько потребляет работающий фен или тостер. Поработайте час – и вы используете один киловатт-час электроэнергии, что стоит 2,64 грн по бытовому тарифу. Аккумуляторы электромобилей, не считая старых электрокаров (NISSAN Leaf, RENAULT Zoe и другие), сегодня обычно имеют емкость от 30 до 100 киловатт-часов

Что такое электромобиль? 

Электромобиль — это транспортное средство, которое работает на электроэнергии, сберегающейся в аккумуляторной батарее, вместо бензина или дизеля. У электромобилей есть электромотор (один или несколько), который приводит в движение колеса, и блок силовой электроники, который управляет двигателем и аккумулятором. У электромобилей нет двигателя внутреннего сгорания, трансмиссии, топливной и выхлопной системы

Каковы преимущества электромобилей? 

Электромобили более энергоэффективны, то есть потребляют меньше энергии, чтобы преодолеть то же расстояние

Они требуют меньших затрат на эксплуатацию и обслуживание, поскольку не нуждаются в замене масла, свечей зажигания или других деталей двигателя

Они имеют нулевой выброс в выхлопную трубу, то есть не производят вредных загрязняющих веществ, которые способствуют загрязнению воздуха и изменению климата

Они тише и плавнее в езде, поскольку их двигатель не создает шума и вибрации

Они могут использовать для зарядки аккумулятора возобновляемые источники энергии, такие как солнечная или ветровая энергия, уменьшая таким образом свое влияние на окружающую среду

Каковы недостатки электромобилей? 

У электромобилей тоже есть определенные проблемы и ограничения, например: 

Они требуют немного больших начальных расходов, поскольку их приобретение дороже, чем покупка аналогичных обычных транспортных средств. Но эта ситуация быстро меняется, и уже сейчас есть новые электромобили, которые стоят столько же или даже дешевле своих одноклассников с двигателями внутреннего сгорания

У них ограниченный запас хода, то есть они могут преодолеть только определенное расстояние, прежде чем им понадобится зарядить батарею

У них дольше время зарядки, то есть им нужно больше времени, чтобы зарядить свои аккумуляторы, чем обычным транспортным средствам, чтобы заправить свои баки

У них наблюдается деградация аккумулятора, то есть их аккумуляторы теряют емкость и продуктивность со временем и использованием. Но современные аккумуляторы для электромобилей обычно имеют гарантийный срок 8 лет, а некоторые производители дают гарантию даже на 1 миллион километров пробега

Электрические транспортные средства питаются от аккумуляторных батарей, которые заряжаются обычной электроэнергией из сети. В среднем владельцы электромобилей заряжают свой автомобиль один или два раза в неделю, так что заряжать электромобиль не так уж сложно и тяжело

Владельцы электромобилей имеют доступ к разным вариантам зарядки

Перші кроки в світ електромобілів — photo 2

Как зарядить электромобиль? 

Существуют 2 способа зарядки электромобиля:

  • переменным током – «медленная зарядка», обозначается буквами «AC»
  • постоянным током – «быстрая зарядка», обозначается буквами «DC»

Для каждого способа зарядки в электромобиле есть соответствующие розетки, обозначенные AC\DC, а на зарядных станциях соответствующие вилки (коннекторы). Коннекторы бывают нескольких стандартов в зависимости от страны, для которой произведен электромобиль: Type2\CCS2 (Европа), Type1\CCS1 (США или Корея), GB\T (Китай), Type1\CHAdeMO (Япония)

Медленная зарядка переменным током может происходить 2 способами (уровнями):

Зарядка уровня 1: это самый медленный и самый простой способ зарядки с помощью зарядного блока со стандартным кабелем, подведенным к стандартной бытовой розетке на 220В. В зависимости от тока зарядного устройства 10А или 16А (2,2 кВт или 3,6 кВт) он может обеспечить приблизительно 7–10 км запаса хода за час зарядки и подходит для ночной или длительной зарядки дома или на работе

Зарядка уровня 2: это самый распространенный и удобный способ зарядки с помощью однофазной розетки 220В 32А (7,2 кВт), трехфазной розетки 360В 32А (11 кВт) либо специальной зарядной станции на 22 кВт, например, зарядной станции NOIR by IONITY – такой способ зарядки может обеспечить от 40 до 100 км запаса хода за час зарядки и подходит для ежедневной или кратковременной зарядки дома, на работе или в общественных местах 

Быстрая зарядка постоянным током это самый быстрый способ зарядки с помощью высокого напряжения и сильного тока на специальной зарядной станции, например, зарядных мультикомплексах IONITY. Такой способ зарядки может обеспечить приблизительно от 200 до 400 км запаса хода за час зарядки в зависимости от мощности зарядной станции (50–150 кВт) и подходит для быстрой зарядки на междугородних автомагистралях или в городах

Сколько стоит зарядка?

Зарядка дома от розетки или на домашней станции стоит 2,64 грн за кВт в дневное время, либо, если заряжать с 23:00 до 7:00 утра по ночному тарифу, 1,32 грн за кВт

Зарядка на работе от розетки или на служебной зарядной станции стоит согласно коммерческому тарифу 5,29 грн за кВт

Зарядка на публичной зарядной станции на 22 кВт переменного тока в сети IONITY стоит 7-10 грн.

Зарядка на публичной зарядной станции на 50-150 кВт постоянного тока в сети IONITY стоит 12-14 грн.

При средней затрате электромобилем среднего размера (TESLA Model3 или HYUNDAI IONIQ) 15-17 кВт на 100 км, расходы на пробег в 100 км будут стоить:

При зарядке дома – от 20 до 45 грн.

При зарядке по коммерческому тарифу – от 80 до 90 грн.

На публичной зарядной станции на 22 кВт переменного тока – от 150 до 170 грн.

На публичной зарядной станции на 50-150 кВт постоянного тока – от 180 до 240 грн.

Перші кроки в світ електромобілів — photo 3

Как и где найти зарядные станции?

Есть всемирное приложение Plug Share, которое отображает зарядные станции по всему миру. Вы просто указываете свое местонахождение – и сразу видно сколько, какие и где размещены зарядные станции для электромобилей поблизости. В Украине сейчас насчитывается более 12 тысяч зарядных точек

На сегодняшний день в Украине существует более 20 операторов зарядных станций для электромобилей. Некоторые работают на собственной платформе – то есть имеют приложения, через которые можно оплатить и осуществить зарядку. Некоторые работают в кооперации, то есть вы можете видеть название сети одно, а вот приложение может иметь другое название. Так, например, сеть зарядных станций IONITY использует приложение ECOFACTOR NETWORK 

Операторы зарядных станций отличаются количеством станций в сети, интерфейсом приложения, удобством использования, ценой за кВт и иногда дополнительными опциями или скидками

Что делать в блэкауты?

Не надо бояться блэкаутов или временной потери электроснабжения. Вот несколько советов на случай отключения света: старайтесь заряжаться всегда, когда в вашем районе есть свет, и держать автомобиль заряженным. Если авто критично разряжено – посмотрите по картам электрозарядных станций в приложениях операторов, где включены станции (они будут указаны как рабочие), и забронируйте время зарядки, и будьте уверены, что вы точно сможете зарядить свое авто

Много современных электромобилей имеют такую полезную возможность, как V2L, то есть, наоборот, от электромобиля можно несколько дней заживлять дом, квартиру или другой электромобиль. Такие системы обычно имеют мощность 2–4 кВт

Сколько километров проедет электромобиль на одной полной зарядке?

Современные электромобили имеют запас хода на полной зарядке от 160–200 км (NISSAN Leaf, MINI eCooper, MAZDA eMX30) до 700–1000 км (TESLA Model S, LUCID Air, ZEEKR 001, NIO ET7)

Запас хода отображается в паспорте электромобиля и, в зависимости от страны, для которой изготовлен электромобиль, измеряется по специальным циклам измерения – WLTP или NEDC (Европа), ЕРА (США), CLTC (Китай). Самым приближенным к реальности является WLTP, на него можно рассчитывать в повседневной эксплуатации. CLTC очень оптимистичный, поэтому при реальной эксплуатации электромобиль проедет на 20–30% меньше, чем указано в паспорте китайского электромобиля

Какие факторы влияют на пробег электромобиля?

Диапазон запаса хода является приблизительным и не отображает реальных переменных, которые влияют на дальность. Например, скорость: чем быстрее двигается электромобиль, тем больше вероятность потери запаса хода. Поддерживать среднюю скорость выше 100 км в час на автостраде может быть хорошо, но если ехать быстрее, то и запас хода может упасть от нескольких процентных пунктов до 10%. Большие грузы или пассажиры, а также холмистая или горная местность также могут повлиять на реальный запас хода. Или даже дождь 

В холодную погоду при внешней температуре меньше -10оС, вы можете утратить до 40% запаса хода. Особенно это касается авто, в которых нет теплового насоса для обогрева, или если вы не проводите предварительный обогрев электромобиля, когда он все еще подключен к сети

И наоборот, жаркая погода выше +35оС тоже может сократить запас хода на 17–20% за счет постоянно включенного кондиционера

Некоторые производители электромобилей рекомендуют не заряжать больше 80–90%, чтобы продлить срок службы аккумулятора, поэтому это требование тоже несколько снижает ожидаемый запас хода

Как продлить срок службы аккумулятора?

Заряжайте аккумулятор медленно, а не быстро. То есть заряжайте больше дома или на зарядных станциях переменного тока, и меньше – на общественных зарядных устройствах постоянного тока, к тому же это стоит дешевле. Не заряжайте аккумулятор полностью: если завтра вас не ждет длительная поездка, лучше остановить зарядку на 80% или 90%. Не позволяйте аккумулятору разряжаться до 0%, лучше заряжать аккумулятор при уровне не менее 20%

Перші кроки в світ електромобілів — photo 4

Что происходит, когда электромобиль разряжается?

Когда аккумулятор электромобиля достигает низкого уровня заряда (ниже 10%), автомобиль обычно уменьшает доступную мощность и предупреждает водителя о необходимости найти зарядную станцию или остановиться. Как и в случае с обычным автомобилями, подходы автопроизводителей к показаниям расстояния до пустого бака различаются. В некоторых электромобилях, таких как Audi e-tron и Jaguar I-Pace, ноль означает ноль. Другие, такие как Ford, Tesla, Volvo и Polestar, обеспечивают до 30 км буфера даже после того, как прогнозируемый запас хода снизится до нуля

Еще один важный момент: после того, как высоковольтная батарея разрядится, вы рискуете разрядить 12-вольтную батарею электромобиля. Если это произойдет, автомобиль не сможет заряжаться, пока не будет заменен или заряжен вспомогательный 12-вольтный аккумулятор

Также важно помнить, что электромобиль, который полностью разрядился или просто перестал ехать, нельзя буксировать. Для этого существует эвакуатор

Каковы затраты на техническое обслуживание и периодичность его проведения?

Электромобили имеют значительно более низкие требования к обслуживанию, чем транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания. Это связано с отличиями в конструкции, отсутствием ненадежного двигателя внутреннего сгорания, включая меньшее количество жидкостей, которые требуют обслуживания, и меньшее количество подвижных частей в электродвигателе, которые могут изнашиваться 

Кроме того, электромобили имеют меньший износ тормозов благодаря рекуперативному торможению, а аккумулятор, двигатель и связанные с ними электрические компоненты обычно требуют меньше обслуживания, чем аналогичные компоненты в обычных автомобилях

Период между плановыми техническими обслуживаниями у электромобилей вдвое дольше, а их стоимость значительно ниже в сравнении с авто с двигателями внутреннего сгорания

Загораются ли электромобили? Делает ли это их опасными? 

Вопреки распространенному мнению, автомобили с двигателями внутреннего сгорания загораются чаще, чем электромобили. По данным Национальной ассоциации противопожарной защиты США, пожары автомобилей с двигателями внутреннего сгорания происходят приблизительно в 100 раз чаще, чем в электрокарах – 0,07% (700 на 100 000) автомобилей с двигателем внутреннего сгорания в год против 0,006% (всего 6 на каждые 100 000) электромобилей. Но любой инцидент с новыми технологиями привлекает внимание, это касается и электромобилей

Стоит ли беспокоиться об электромагнитном излучении электромобиля?

Норвежская исследовательская группа SINTEF выявила, что показатели электромагнитного излучения внутри электромобиля значительно ниже границ, рекомендованных Международной комиссией по защите от неионизирующего излучения. Радиационное излучение у пола автомобиля составляет меньше 20% от допустимого, а на высоте головы – меньше 2%  

Боится ли электромобиль воды?

Согласно общеизвестной информации, электромобиль не боится воды, если он новый и хорошо обслуживается. Электромобиль может ездить по лужам, мыться на автомойке и даже погружаться в воду на краткое время без риска для водителя или пассажиров 

Но электромобили, залитые морской водой во время ураганов и прочих природных катаклизмов, склонны к риску возникновения пожара, поскольку соленая вода может разъесть аккумулятор и проводку и вызвать короткое замыкание

Какие модели электромобилей доступны в продаже? 

На украинском рынке доступно много моделей электромобилей от разных производителей в разных сегментах. На данный момент у нас представлено более 150 разных моделей электромобилей 

контакти
Ми завжди на звʼязку з Вами
контакти
Ми завжди на звʼязку з Вами

    Дякуємо за співпрацю та очікування

    Наша команда вже отримала Ваше повідомлення і ми звʼяжемось з Вами найближчим часом

    OK