Nissan не впервые находится в затруднительном положении. На этот раз японскую компанию может спасти земляк – Honda – который предложил сначала вступить в техническое партнерство, но может быть и полное слияние. Эта новость всколыхнула автомобильную промышленность, Уолл-стрит и даже потребительский рынок. Почему это происходит и что это означает для автомобильного бизнеса в целом?
Не все понимают, в каком тяжелом положении сейчас находится компания Nissan
В мире ее обычно воспринимают как одну из тех обычных, повседневных марок автомобилей, которые люди покупают, когда они не хотят много думать о покупке автомобиля, его технических характеристиках или внешнем виде – им нужно что-то новое по привлекательной цене. Как ни парадоксально, в этом кроется и проблема бренда
Продажи и прибыли Nissan во всем мире падают уже много лет подряд. К примеру, прибыли американских дилеров упали на 70% по сравнению с прошлым годом. Операционная прибыль упала на 99% в первом финансовом квартале. Еще хуже продажи в Китае, где местные автомобильные бренды годами вытесняют западные и другие азиатские бренды быстрыми темпами
Автомобили Nissan могут быть дешевыми, но они не конкурентоспособны с точки зрения технологий. Nissan не продает ни одного гибридного автомобиля в США в то время, когда они переживают огромный взлет спроса. Противоположная ситуация наблюдается, например, у Toyota, которая благодаря широкой линейке своих гибридов значительно увеличила продажи. И несмотря на то, что Nissan был первопроходцем в сфере электромобилей, он продает лишь устаревший Leaf и не очень популярный электрический кроссовер Ariya, а также задерживает выпуск множества других моделей. У компании нет такого импульса, как, скажем, у General Motors или Hyundai в электрическом секторе
Среди причин этих проблем можно выделить несколько: преследование бывшего мегабосса Карлоса Гона и отток талантов, который произошел после этого, а также многолетние переговоры по проблемному альянсу Nissan с Renault. Весь этот хаос привел к неготовности Nissan развиваться и вести конкурентную борьбу, которая последние годы только усиливается. Не помогают в этом и устаревшие технологии и относительно пресный и ограниченный модельный ряд
«Переговоры о слиянии между Nissan и Honda неожиданностью не стали, учитывая турбулентность, которую переживают все классические автопроизводители во всем мире», – сказал Майкл Бриссон, автоэкономист из Moody’s Analytics. «Финансовые трудности Nissan в значительной степени являются следствием растущей конкуренции со стороны китайских автопроизводителей. Их розничные продажи в Китае в 2023 году составляли примерно половину от показателей 2019 года»
«Дискуссии о слиянии Nissan-Honda, а также недавние проблемы в Stellantis и сокращение производства в Европе, указывают на единственную суровую реальность: в автомобильном секторе появилась новая сила, и традиционные автопроизводители должны остро осознавать конкурентную угрозу», – сказал Бриссон
Дела у Nissan идут хуже, чем можно было себе представить, а что насчет Honda?
Как и остальные японские корпорации, Honda отстает в создании полностью электрических автомобилей, но автомобили Honda все еще хорошо продаются. Она делает гибриды, которые нравятся людям и приносят прибыль. Кроме того, Honda правильно поняла тревожный звонок от роста китайских автопроизводителей, поэтому она организует большой переход к электромобилям, плоды которого мы увидим в ближайшие годы
Чтобы опередить такую электромобильную державу как Китай, классические автопроизводители нуждаются в деньгах, опыте и масштабе. Это огромные инвестиции. Им нужны тонны капитала для разработки аккумуляторов и программного обеспечения, а также собственные цепочки поставок для того и другого. Опыт в производстве двигателей внутреннего сгорания здесь не поможет – это совсем другая игра. Поэтому японские автопроизводители могут либо догнать китайских, либо погибнуть, вероятно, от рук китайской BYD и других
Сейчас мы наблюдаем как японская автомобильная промышленность объединилась вокруг двух фракций: одна во главе с Toyota, в которую входят Mazda, Subaru и Daihatsu, а другая – с Honda и Nissan и, вероятно, Mitsubishi. Honda и Nissan объявили о техническом партнерстве в начале этого года для совместной разработки электромобилей и программного обеспечения. Теперь эта договоренность может превратиться в полномасштабное слияние
По слухам, компанию Honda к сотрудничеству с Nissan подтолкнуло японское правительство – для того, чтобы весь Nissan не приобрел кто-то из китайских автогигантов. Теоретически, это могло бы дать одной из китайских компаний путь в США или лучший путь в Европу через дилерскую сеть Nissan. Очевидно, что Япония этого не хочет
Один из аналитиков убежден, что сделка окажет негативное влияние на Honda, но положительное для Nissan и Mitsubishi
Позволит ли потенциальное слияние Honda-Nissan обоим японским автопроизводителям процветать в будущем, или уже будет слишком поздно, чтобы снова спасти Nissan? И будут ли эти две компании хорошими партнерами друг для друга? Но что бы ни произошло, на это уйдут годы