Как только 5% продаж новых автомобилей будут составлять электромобили – все изменится
Новые технологии имеют свойство проходить через несколько стадий. Например, когда в 1950-х годах появились цветные телевизоры, это казалось провалом. Устройства были дорогими, цветных программ было мало, и после десятилетия на рынке мало кто имел такой телевизор. Затем цены внезапно упали, цветные передачи начали бороться за рейтинги, и уже через несколько лет большинство американских домохозяйств смотрели цветные мультфильмы. Конечно, в советской Украине этот процесс затянулся до перестройки, хотя в плане перехода на электромобили – мы среди пионеров
Подобные изменения сейчас происходят и с электромобилями согласно анализу Bloomberg Green. В прошлом году 31 страна превысила показатель, который стал ключевым для электромобилей, когда 5% продаж новых автомобилей были чисто электрическими. Пересечение этого порога стало сигналом о том, что переломный момент преодолен и начался массовый переход на электромобили
В 2022 году только 19 стран преодолели 5%-ный рубеж. В прошлом году эта цифра стремительно выросла, поскольку электромобили распространились на четырех континентах. Наиболее быстрорастущие рынки электромобилей были как в Восточной Европе так и в Юго-Восточной Азии. Некоторые из стран выросли с 5% до 25% новых электромобилей менее чем за четыре года. Относительно Украины на электромобили приходится 10% от общего количества импортируемых авто в Украину в 2023 году. Для сравнения, в 2021 году доля электрокаров составляла лишь 1,2%
Почему так важна цифра 5%?
Новые технологии – от телевизоров до смарт-часов – имеют S-образную кривую внедрения. Продажи медленно растут на этапе раннего внедрения, прежде чем попадают на волну всеобщего признания. Переход часто зависит от преодоления начальных барьеров, таких как стоимость, отсутствие инфраструктуры и скептицизм потребителей. Переломный момент сигнализирует о сглаживании этих барьеров. Хотя каждая страна проходит путь к 5% по-своему, временные рамки сокращаются
– Чем больше электромобилей появляется, тем больше людей воспринимают их как мейнстрим, автопроизводители охотнее инвестируют в рынок, а инфраструктура зарядных станций развивается по правильной траектории, – говорит Кори Кантор, аналитик по вопросам электромобилей в BloombergNEF
Несколько стран пересекли переломный момент прошлого года молниеносно. Таиланд стал пионером электромобилей в Юго-Восточной Азии, преодолев порог в 5% в первом квартале 2023 года, а затем увеличил долю электромобилей до почти 13% от общего объема продаж новых автомобилей. Этот переход был ускорен открытием первого отечественного завода по производству электромобилей в Таиланде, принадлежащего китайской компании Great Wall Motor Co
Похожая история произошла и в Турции, стране, которая еще год назад едва попадала в поле зрения по переходу на электромобили. Турецкая автомобильная компания Togg сделала шаг вперед, выпустив свой первый автомобиль на батарейках. T10X – внедорожник, который прямо конкурирует с Tesla Model Y. Продажи электромобиля Togg пошли бешеными темпами. В третьем квартале Турция пересекла 5%-ный рубеж, а в четвертом квартале стала четвертым крупнейшим рынком электромобилей в Европе
Хотя такой подход к определению переломных точек на основе доли рынка электромобилей показывает, насколько быстро может произойти переход на электромобили, он не исключает ежегодных замедлений или неудач из-за перебоев в цепочках поставок, экономических спадов, банкротств и политики. Аналитики BloombergNEF ожидают, что в этом году продажи полностью электрических и гибридных автомобилей с возможностью подзарядки вырастут примерно на 22% во всем мире. Это замедлением темпов роста по сравнению с последними несколькими годами, хотя оно и не изменит кардинально долгосрочные перспективы перехода на электромобили
США отстают
Переломный момент в США наступил только в конце 2021 года – относительно поздно для страны с таким экономическим влиянием. Американские водители требовали электромобили с большим запасом хода, чем предлагали самые первые модели, а предпочтение, которое американцы отдавали пикапам и большим внедорожникам, требовало больших батарей, чем могли предложить производители в то время
Спустя два года после пересечения переломного момента США продолжают отставать от стран, которые вышли вперед. В прошлом квартале доля полностью электрических автомобилей составила 8,1% от общего объема продаж автомобилей в США, что значительно меньше, чем 18,1% в среднем для 20 стран, находящихся в той же точке кривой внедрения. Единственной страной с меньшей долей электромобилей на двухлетней отметке была Южная Корея. Местным водителям, как и американцам, нужна большая дальность пробега
Ни одной стране до сих пор не понадобилось более трех лет, чтобы перейти от 5% до 15% электромобилей – это означает, что США и Южная Корея либо сломают эту тенденцию в 2024 году, либо им понадобится резкое ускорение продаж, чтобы догнать их
Хотя приведенный выше анализ касается электромобилей, некоторые страны, прежде всего европейские, отдают предпочтение гибридам, которые подзаряжаются от электросети
Поскольку гибриды не требуют такого же уровня инфраструктуры или приверженности потребителей, как полностью электрические автомобили, на начальном этапе их внедрение может быть более нестабильным. Согласно анализу Bloomberg Green, переломный момент для этой более широкой категории электромобилей не наступит, пока 10% новых автомобилей не станут гибридными или полностью электрическими. США лишь немного не дотянули до этой отметки, с долей рынка 9,9% во второй половине 2023 года
Переломный момент для мира
На страны, которые уже прошли переломный момент развития электромобилей, приходится две трети мировых продаж автомобилей. Переломный момент может приближаться для Индии, Индонезии и Польши – значительных автомобильных рынков, где количество электромобилей растет. В Южной Америке значительный толчок осуществляет китайская компания BYD, которая строит завод по производству электромобилей в Мексике
Если применить эту схему ко всей планете, то переломный момент в 5% электромобилей был преодолен в 2021 году. В четвертом квартале 2023 года полностью электрические автомобили составляли примерно 12% новых автомобилей, проданных во всем мире. И этот процент растет, ведь все больше новых покупателей решают попробовать свою первую электрическую модель благодаря падению цен, отличными характеристикам и все большим количеством зарядных станций. В том числе сети IONITY, которая способствует популяризации электромобилей в Украине
Читать дальше
Похожие записиЧитать дальше
Последние новости, которые могут вас заинтересовать
-
Каким будет Porsche 718 Boxster EV?
Он будет иметь много общего с Macan Electric и обновленным Taycan На днях Porsche представил обновленный Taycan, а недавно появились шпионские фото нового Boxster EV. Интересно, каким будет первый электрический спортивный кабриолет, презентация которого состоится весной Фары выглядят очень похожими на те, что можно найти на обновленных Taycan и Macan EV. Они имеют такой же […]
8 February 2024 -
Stellantis представила революционную платформу STLA Frame
Stellantis представила инновационную платформу STLA Frame, которая станет основой для полноразмерных пикапов и внедорожников. Эта многофункциональная платформа поддерживает различные типы силовых установок: от электрических (BEV) и удлиненного диапазона (EREV) до гибридных, водородных и традиционных двигателей внутреннего сгорания. STLA Frame обещает запас хода до 1 110 км для моделей EREV и до 800 км для BEV, […]
20 November 2024 -
Stark Future будет печатать на 3D-принтере детали из титана для электробайков
Технология 3D-печати активно меняет подходы к производству, включая индустрию электрических мотоциклов. Компания Stark Future, известная своим мощным внедорожным электробайком Varg, объединилась с Farsoon Technologies — лидером в области промышленной 3D-печати. Их цель — внедрение передовых технологий для создания высокопроизводительных компонентов, которые будут производиться быстрее и станут доступнее Как 3D-печать трансформирует производство мотоциклов? Stark Future делает […]
28 November 2024