Электромобили с расширенным запасом хода (EREV) становятся популярными благодаря своей способности сочетать преимущества электропривода и практичность машин с бензиновым двигателем. Эта технология предлагает водителям комфорт и уверенность во время долгих путешествий без необходимости частой подзарядки. Однако, будут ли пользователи использовать электрическую составляющую этих автомобилей на полную?
Одним из самых обсуждаемых примеров EREV являются новенькие Terra и Traveler с опцией Harvester – пикап и внедорожник возрожденного VW AG бренда Scout. Опциональный генератор работает на бензине и увеличивает запас хода до более 800 км, тогда как базовая электрическая версия имеет 560 км пробега. Ожидается, что эти модели появятся на рынке в 2027 году, и уже сейчас они вызывают огромный интерес у потенциальных покупателей
EREV: что это такое и как работает?
Электромобили с расширенным запасом хода, также известные как последовательные гибриды, – это транспортные средства, имеющие аккумуляторную батарею и генератор для ее подзарядки. Генератор работает на бензине и не имеет механического соединения с колесами, что отличает EREV от плагин-гибридов. В плагин-гибридах бензиновый двигатель может напрямую передавать крутящий момент на колеса, тогда как в EREV он выполняет только роль зарядного устройства для батареи
Пользователи EREV имеют несколько вариантов «заправки»: подключение к электросети для зарядки батареи, использование бензина для работы генератора или оба варианта одновременно. Это делает EREV универсальным выбором для тех, кто не готов полностью отказаться от бензиновых двигателей, но хочет воспользоваться преимуществами электромобилей. Такая система под названием e-Power установлена на современных кроссоверах Nissan Qashqai и X-Trail, которые доступны в официальных автосалонах марки в Украине
Почему производители выбирают EREV?
Система EREV позволяет автопроизводителям адаптировать электромобильные платформы к текущим потребностям рынка. Вставляя бензиновый генератор в полностью электрическую модель, инженеры могут увеличить запас хода и сделать переход к полностью электрическому транспорту менее резким для потребителей. Например, покупатель получает электромобиль, но не беспокоится об отсутствии зарядной инфраструктуры
Кроме того, автопроизводители могут постепенно адаптироваться к изменениям в законодательстве, развитию инфраструктуры зарядных станций и росту энергетической плотности батарей. Это своеобразный компромисс, который позволяет компаниям оставаться конкурентоспособными в условиях неопределенного будущего автомобильной отрасли
Сомнения относительно использования электрической составляющей
Несмотря на значительные преимущества, EREV имеют серьезную проблему: будут ли владельцы подключать свои автомобили к электросети? Существует риск, что многие водители будут использовать эти автомобили как традиционные гибриды, полагаясь на бензин для увеличения запаса хода
Scout, например, имеет опцию Harvester, которая позволяет увеличить запас хода до более 800 км. Но батарея модели EREV меньше по размеру и ёмкости, чем у полностью электрической версии. Если чисто электрический Scout BEV имеет 560 км пробега, то модель EREV имеет запас хода всего 240-320 км на электротяге. Остальной пробег обеспечивается за счет бензинового генератора. Вопрос в том, будут ли водители выбирать быструю заправку бензином, вместо длительной зарядки батареи
Данные о поведении пользователей
Сегодня нет достоверных данных о том, как владельцы новых EREV используют свои автомобили. Аналогично, автопроизводители редко делятся информацией об использовании плагин-гибридов (PHEV). Известно, что многие владельцы PHEV не заряжают свои автомобили вообще, используя их как обычные гибриды. Например, Chrysler Pacifica запускает бензиновый двигатель даже при полностью заряженной батарее, заставляя пользователя вручную выбирать режим EV
Спрос на расширенный запас хода
Scout сообщает, что две трети бронирований приходится на внедорожник Traveler, а одна треть – на грузовик Terra. По опросам на форумах, 81% будущих владельцев выбирают EREV с генератором Harvester. Такие данные свидетельствуют о значительном спросе на эту технологию, особенно среди водителей, которые часто совершают дальние путешествия
Однако данные форумов могут быть предвзятыми, поскольку активные участники обычно более заинтересованы в функциональности автомобиля. Кроме того, многие покупатели EREV могут использовать бензиновый двигатель значительно чаще, чем электрический привод, что снижает экологическое преимущество этих автомобилей
Уроки прошлого: Chevrolet Volt и BMW i3
Chevrolet Volt стал первым успешным примером EREV. Автомобиль имел запас хода 56-85 км на электротяге, после чего включался бензиновый двигатель для дополнительного пробега. Владельцы Volt проезжали до 80% своих километров на электричестве – это свидетельствует о высоком уровне использования зарядной инфраструктуры
Другим примером стал BMW i3 REx, который имел запас хода 115 км на электричестве и дополнительные 125 км на бензине. Небольшой бензобак ограничивал пробег, заставляя водителей часто заправляться. Это было неудобно, но владельцы BMW i3 REx все равно активно использовали зарядные станции и любили свои необычные автомобили, которых до сих пор много на наших улицах
Вызовы для будущих EREV
Будущие EREV, такие как Scout и Ramcharger, будут иметь значительно больший запас хода на электричестве. Это может изменить поведение водителей, поощряя их чаще заряжать автомобили от сети. Однако автопроизводители должны четко объяснить потребителям преимущества подключения к электросети
К сожалению, предыдущие модели EREV показывают, что многие владельцы не пользуются возможностями электротранспорта. Для изменения этой тенденции нужны более агрессивные действия от регуляторов, которые обяжут производителей собирать и анализировать данные об использовании автомобилей
Выводы
EREV – это важный шаг на пути к полной электрификации транспорта. Этот тип автомобилей позволяет преодолеть беспокойство относительно запаса хода и адаптировать водителей к новым технологиям. Однако их успех зависит от того, будут ли пользователи активно заряжать автомобили или будут полагаться на бензиновый генератор. Автопроизводителям необходимо уделять больше внимания информированию клиентов о преимуществах гибридной технологии, и созданию удобной зарядной инфраструктуры, чтобы все экономические и экологические преимущества EREV стали еще более очевидными