Энергетика сейчас переживает преобразование, достойное эпохи Томаса Эдисона, когда изобретения изменяли мир. Прошло около полутора веков с того момента, как этот американский гений запатентовал лампу накаливания и запустил первую коммерческую электростанцию в Нью-Йорке. Сегодня же мы стоим на пороге новой эры: способы накопления, распределения и балансировки электричества эволюционируют с невиданной скоростью
Аккумуляторы на литии, которые мы привыкли видеть в смартфонах или электрокарах, теперь выходят за эти пределы. Они стабилизируют электросети, служат запасными хранилищами энергии и смягчают голод центров данных с искусственным интеллектом, требующих колоссальных объемов тока. Эти устройства помогают человечеству перейти к возобновляемым источникам энергии — солнцу, ветру, воде, — отказавшись от загрязняющих планету угля, газа и нефти
Отчасти это заслуга бума электрокаров. По данным Международного энергетического агентства именно они потребляют львиную долю таких аккумуляторов в мире. В прошлом году этот спрос достиг более 950 миллиардов ватт-часов, а ныне превышает триллион — хватило бы, чтобы питать 12,5 миллионов электрокаров с батареей среднего размера, как у Hyundai Ioniq 5, где емкость достигает 80 кВт-ч
С ростом интереса к электрокарам в США развивается и местная промышленность аккумуляторов. А когда эта отрасль крепнет, она удовлетворяет и другие энергетические потребности – от домашних систем до гигантских хранилищ. Однако, когда продажи электрокаров тормозят из-за отмены программ чистой энергии и налоговых льгот при администрации Трампа, спрос на аккумуляторные системы хранения энергии стремительно растет. По данным Cox Automotive, в 2024 году продажи электрокаров в США выросли всего на 7,3%. По информации Управления энергетической информации США, объемы крупных аккумуляторных хранилищ увеличились на впечатляющие 66%
Почему? Что такое эти системы хранения энергии? Чем они отличаются от батарей в вашем электрокаре, и как эти две сферы переплетаются?

Как работают хранилища энергии на аккумуляторах
Правительство США разделяет следующие аккумуляторы на две группы: небольшие, с емкостью менее 1000 кВт-ч, и большие для коммунальных сетей с емкостью от 1000 кВт-ч и более. В отличие от скрывающихся под полом компактных батарей электрокаров, эти хранилища напоминают гигантские контейнеры для грузов
Их работа не так зрелищна, как у автомобильных, но жизненно необходима. «Сетевой аккумулятор – это как подушка безопасности для электросети», – объясняет Тристан Догерти, руководитель отдела продуктов в подразделении хранения энергии LG Energy Solution, корейского гиганта по производству батарей. Компания одной из первых начала производить в США аккумуляторы на литии с железом и фосфатом — более дешевые и выносливые, когда спрос на автомобильные батареи упал
Клиенты типа энергетических компаний или строителей электростанций покупают сотни таких контейнеров, каждый из которых эквивалентен 50–100 батареям электрокаров. Чем больше такая «батарейная ферма», тем больше энергии можно выдать в критический момент
Электросети часто страдают от скачков напряжения или перебоев. Особенно в жаркий день, когда миллионы кондиционеров включаются одновременно или когда источник энергии дает сбой — облака закрывают солнечные панели, ветер стихает, или на угольной станции происходит поломка. Такие колебания портят бытовую технику, вызывают скачки цен на электричество. Здесь на помощь приходят аккумуляторные хранилища: они сглаживают пики, держат свет включенным, обеспечивают стабильное питание гаджетов и умеренные тарифы, часто незаметно для потребителей
«Это как батарея в гибридном авто, – добавляет Догерти. — Она заряжается тихо, поддерживает вспомогательные системы и даже двигает машину на электричестве короткое время». Так же сетевой аккумулятор дополняет традиционную энергетику, делая ее более чистой и надежной
Реальные примеры в действии
Эти системы давно вышли за пределы теории. Взять хотя бы Техас летом 2024: во время рекордной жары солнечная энергия и аккумуляторы спасли сеть от коллапса. Солнце обеспечивало почти четверть дневного спроса штата с июня по август. А вечером, когда солнце пряталось, аккумуляторы заполняли пробел

Оператор техасской сети оценил риск отключений в прошлом году в 16%, но сейчас он упал ниже 1% — благодаря добавлению 9 600 000 кВт новых мощностей, из которых почти 40% от аккумуляторов, а остальные от солнца
Калифорния пошла еще дальше: на нее приходится половина всех крупных аккумуляторных установок в США, с мощностью вдвое большей, чем в Техасе. Это самые большие хранилища за пределами Китая. Аккумуляторы активируются после заката, выпуская запасы, когда спрос достигает пика в 20:00. Иногда они поставляют до 30% электричества штата в часы погрузки. Благодаря ветру, солнцу и другим возобновляемым источникам, сеть Калифорнии достигла 100% чистой энергии (хотя бы часть дня) в 91% дней до мая, по данным местной энергетической комиссии
Аккумуляторы могут быть независимыми от сети. Tesla открыла в июле в Лост-Хиллз, Калифорния, крупнейшую в мире зарядную станцию Supercharger. Она имеет 168 стоек для быстрой зарядки и при этом не подключена к общей сети. Солнечные панели генерируют энергию, а 10 больших аккумуляторов Megapack хранят до 39 миллионов ватт-часов – этого хватает на сотни зарядок ежедневно, делая поездки на электрокарах полностью экологичными

Не забывайте о существующих годами домашних системах. Они накапливают энергию от солнечных панелей на крыше или в дешевые ночные часы, а отдают, когда цены растут или свет выключается. Обычная Tesla Powerwall держит 13,5 кВт-ч – достаточно, чтобы осветить и отапливать средний дом на ночь
Отличия от автомобильных батарей
Со спадом продаж электрокаров в США производители переориентируются на стационарные хранилища. Это дает компаниям типа General Motors масштабировать производство, найти новые рынки и доходы, ожидая возобновления спроса на авто. Ведь батареи – самая дорогая часть электрокара, и стоять в стороне не получится
Но переход не прост. “Нельзя просто взять автомобильную батарею и запихнуть в контейнер”, – говорит Исшу Кикума, аналитик BloombergNEF. Нужны изменения в дизайне, модернизация оборудования – это время и деньги
Химия может быть та же: смесь никеля, марганца и кобальта или лития с железом и фосфатом. Последний становится фаворитом для хранилищ из-за прочности – выдерживает ежедневные полные циклы заряда-разряда на протяжении 20 лет
Производство похоже: производят электроды, собирают элементы. Но детали отличаются – меньшая плотность энергии, другие процессы нанесения покрытий. Линии нуждаются в переоборудовании

Хранилища стоят в контролируемой среде, без погодных капризов или вибраций дороги. Автомобильные батареи терпят холод, жару, быстрые зарядки, агрессивное вождение — поэтому они оптимизированы на дальность и скорость, но с более короткой жизнью. Сетевые же – на долговечность и стабильность
Технология для аккумуляторов хранения энергии уже зрелая и надежная. Почти все новые системы используют химию на основе лития, железа и фосфата, что делает батареи выносливыми и безопасными. Эту технологию изобрели в США, но настоящий прорыв произошел в Китае, где ее быстро усовершенствовали. Сегодня более 90% такого производства сосредоточено именно там, так что Америке еще долго придется догонять, чтобы производить батареи дома — дешево и в больших объемах. В Украине ситуация похожая: страна имеет одни из самых больших в Европе запасов лития — около 500 тысяч тонн, по оценкам экспертов. Месторождения, например в Добре или Полохивском, могли бы стать основой для собственного производства. Но из-за войны войны с Россией, захватившей часть этих территорий в Донецкой области, развитие тормозится. Политическая нестабильность и нехватка инвестиций делают Украину зависимой от импорта из Китая. В 2025 году правительство запустило тендеры на разработку месторождений с поддержкой США — это шаг к энергетической независимости, но путь впереди длинный

Однако усилия таких компаний, как LG Energy Solution или Tesla, дают надежду на пользу как для электрокаров, так и систем хранения энергии. В США тарифы и торговые барьеры времен администрации Трампа делают проекты более дорогими и замедляют рост. В то же время, Догерти высоко оценивает сохранение налоговых льгот на производство батарей: «Власти признали, что аккумуляторы — настоящий стратегический актив для всей энергосистемы». Чтобы в полной мере воспользоваться этим, производство должно вернуться на землю. “Эта технология жизненно важна не только для транспорта, но и для энергетики – фундамента будущего страны”, – добавляет он
В украинском контексте подобные вызовы еще острее: война разрушает инфраструктуру, но, несмотря на это, компании типа DTEK строят большие хранилища энергии. В 2025 году они вместе с американской Fluence запустили проект из шести аккумуляторных систем общей мощностью 200 МВт и емкостью 400 МВт-ч. Эти системы расположены в разных регионах Украины, с мощностями от 20 до 50 МВт каждая, и предназначены для стабилизации электросети, интеграции возобновляемой энергии (солнечной и ветровой) и предотвращения блекаутов, особенно в условиях войны. Полный запуск ожидается в октябре этого года. Сотрудничество с США и ЕС дает льготы и финансирование, но барьеры от обстрелов до бюрократии замедляют прогресс. Для Украины аккумуляторы это не просто технология, а ключ к безопасности: они помогут избежать блекаутов и перейти к чистой энергии, укрепляя независимость от российского газа
Читать дальше
Похожие записиЧитать дальше
Последние новости, которые могут вас заинтересовать
-
За год Mercedes EQS теряет половину своей стоимости!
Ни для кого не секрет, что новые автомобили сильно падают в цене, как только они покидают автосалон. Согласно исследованию iSeeCars (автомобильная поисковая система, которая помогает пользователям в США находить и сравнивать подержанные автомобили с помощью запатентованного компьютерного алгоритма) Mercedes-Benz EQS теряет колоссальные 48,7% своей цены всего за один год владения. Для американского рынка это эквивалентно […]
3 April 2024
-
BYD готовит электрифицированный пикап мощностью 480 л.с.
Он должен появится в 2024 году и будет конкурировать с Ford Ranger и Toyota Hilux на рынках Мексики и Австралии Китайский автомобильный гигант BYD опубликовал фотографии своего первого электрифицированного пикапа в виде закамуфлированного прототипа, а также новые подробности о его платформе и гибридной силовой установке. Пока неназванный “средне- и полноразмерный грузовик” дебютирует на мировых рынках […]
15 April 2024
-
Geely представил Galaxy Battleship – электрический внедорожник, который умеет плавать
В мире внедорожников появился новый игрок – Geely Galaxy Battleship, который пытается составить конкуренцию таким легендам, как Land Rover Defender и Toyota Land Cruiser. Он даже похож на Defender, особенно сбоку, очевидно дизайнеру не хватило фантазии, или китайцы по старой привычке просто «вдохновились» иконой внедорожного стиля. Премьера концепта состоялась на автосалоне в Шанхае, и выглядит […]
25 April 2025