На каком этапе внедрения автономных такси? — photo 49663

На каком этапе внедрения автономных такси?

23.07.2025
26 просмотров
5 минут на прочтение

Когда Tesla в этом году запустила свой долгожданный пилотный сервис роботокси в Остине, штат Техас, это привлекло внимание мира технологий и автопрома. Колонна из 10–20 модифицированных Model Y с пометками «роботакси» выглядела многообещающе. Но на другом конце планеты, в Китае, реакция на это была сдержанна. “Tesla даже не за столом переговоров по рынку роботакси”, – заявил Лу Тянчэн, технический директор Pony.ai. А руководитель направления автономного вождения в Baidu Ван Юньпен оценил отставание Tesla в 3–5 лет

Настоящее мерило успеха в этой сфере – не громкие презентации, а масштабный, коммерческий, полностью автономный сервис. По этому критерию Tesla пока отстает. На мировом рынке только Waymo (подразделение Alphabet) и несколько китайских компаний смогли вывести автономные такси на коммерческую орбиту

На каком этапе внедрения автономных такси? — photo 2

Три столба китайского прорыва: Baidu, Pony.ai, WeRide

Флагманом китайской автономной индустрии является Baidu, которую часто называют “Вест-Пойнтом” рынка беспилотных авто в Китае. Ее выходцы формируют всю цепь снабжения – от микрочипов до софта и самих транспортных средств. Baidu начала исследования в области автономного вождения еще в 2013 году, имея амбицию стать «Android» для автопрома, создавая открытую программную среду для автопроизводителей. Однако безумная конкуренция в Китае заставила таких игроков, как Li Auto и XPeng, развивать собственные ADAS-системы, тогда как меньшие компании обратились к решениям от Huawei и DJI. А электромобильное подразделение Baidu – проект Jidu – вообще прекратило деятельность в 2024 году

Несмотря на трудности, сервис роботакси Apollo Go (в Китае известен как «Luobo Kuaipao» — «Бегущая быстро бегущая морковка») демонстрирует стабильный рост. В 2022 году он стал первым в Китае коммерческим оператором полностью беспилотных такси. Сегодня сервис насчитывает более 1000 автомобилей в 15 городах – от Пекина до Шэньчжэня – и только в первом квартале 2025 года совершил 1,4 миллиона поездок. Самый большой парк Baidu расположен в Ухане – 13-миллионном мегаполисе с лояльной регуляторной политикой и статусом автомобильной столицы Китая. Новое, шестое поколение роботакси – это стильные машины без руля, с автоматическими раздвижными дверями. Впрочем, 1000 авто – капля в море по сравнению с рынком традиционного такси и сервисов вызова в Китае

Pony.ai и WeRide – компании, основанные бывшими инженерами Baidu в 2016 и 2017 годах – также добились заметных успехов. Обе начинали в Кремниевой долине, однако впоследствии вернулись в Гуанчжоу и в 2024 году вышли на биржу NASDAQ. Pony.ai, поддерживаемая Toyota, в настоящее время эксплуатирует 270 роботокси и до конца года планирует масштабировать производство до 1000 авто седьмого поколения, разработанных совместно с Toyota и двумя китайскими брендами. Компания утверждает, что один удаленный оператор контролирует до 20 машин в более широкой геозоне, чем у Waymo в Сан-Франциско. После IPO Pony.ai заключила соглашение с Uber, а СМИ уже сообщают о заинтересованности со стороны Тревиса Каланика – соучредителя Uber – в приобретении ее американского бизнеса

WeRide преодолела кризис после скандального ухода соучредителя Ван Цзина из-за обвинений в краже коммерческой тайны. Благодаря техническому директору Тони Хану компания сумела стабилизироваться, создала флот из 500 роботокси, разработала автономные автобусы и коммунальную технику. Она также сотрудничает с немецким концерном Bosch в сфере ADAS, хотя пока масштабных B2B-клиентов нет

На каком этапе внедрения автономных такси? — photo 3

Китайские игроки активно выходят за пределы национального рынка

В 2025 году Baidu развернула Apollo Go в Дубае и Абу-Даби после получения разрешений на тестирование и готовится к выходу в Сингапур, Малайзию и Швейцарию. Pony.ai подписала соглашение с транспортным агентством Дубая, планируя запустить полностью беспилотные перевозки до 2026 года и уже проводит испытания в Южной Корее и Люксембурге. WeRide, в сотрудничестве с Uber, первой запустила беспилотную службу роботокси на Ближнем Востоке — в Абу-Даби — и планирует расшириться до 15 городов в ближайшие пять лет

КомпанияКоличество роботаксиГорода в КитаеМіжнародна присутністьПартнеры
Baidu100015Дубай, Абу-Даби, Сингапур, Малайзия, Швейцарияместные операторы, Swiss Post
Pony.ai2703Дубай, Южная Корея, ЛюксембургToyota, Uber
WeRide500неизвестноАбу-Даби, еще 15 городов в планахUber, Bosch

Технологическое преимущество и экономика масштабов

Китайские роботокси построены на аппаратном решении, подобном Waymo: лидеры, радары, камеры, GPS и высокоточной картографии. Их главный козырь – низкая себестоимость. Так, Baidu смогла снизить стоимость одного автомобиля до $28 000 — это примерно на уровне будущего CyberCab от Tesla, но значительно дешевле аналога Waymo. Pony.ai сообщает о снижении расходов на лидеры на 68%, а на вычисление – на 80% в седьмом поколении своих авто

Программное обеспечение китайских компаний сочетает алгоритмы искусственного интеллекта и логические правила, позволяющие гибко реагировать на переменные дорожные ситуации. Все трое — Baidu, Pony.ai и WeRide — разработали так называемые «конец в конце» системы, подобные концепции Tesla. Но в отличие от Waymo, тестировавшего свои машины в спокойных пригородах Финикса, китайские роботокси тренируются в хаосе мегаполисов типа Пекина и Гуанчжоу — это потенциально делает их «умнее» в сложных условиях

На каком этапе внедрения автономных такси? — photo 4

Несмотря на успехи, правовое регулирование остается серьезным препятствием

В Китае и США нет единого национального законодательства для роботакси, и каждый город или штат диктует свои условия. В Китае разрешения выдаются только после жесткого тестирования, а зоны работы часто ограничиваются пригородами. К примеру, в центры городов китайские роботокси пока не допускаются, тогда как сервис Waymo уже работает в центре Сан-Франциско

Социальные факторы тоже имеют значение

В 2024 году запуск Apollo Go в Ухане вызвал протесты таксистов, которые опасались потерять работу. Местные власти подчеркнули, что в городе работает только 400 роботокси, а генеральный директор Baidu Робин Ли заверил, что расширение будет постепенным. Ни один из игроков еще не достиг рентабельности – подавляющая часть сервисов субсидируется. Pony.ai заявляет, что планирует выйти на прибыль к 2029 году

Другим вызовом является зависимость от чипов Nvidia (в частности, Orin), что создает риски на фоне напряженных отношений между США и Китаем. Ограничения на экспорт чипов заставляют китайские компании искать внутренние альтернативы, но пока ни один локальный производитель не способен заменить Nvidia

На каком этапе внедрения автономных такси? — photo 5

Tesla придерживается уникального подхода – ее система базируется исключительно на камерах и искусственном интеллекте

Но достижение полной автономии 4 или 5 уровня, когда авто полностью самостоятельно в любых условиях, все еще остается далеким. Пилотный проект в Остине показывает, что компании придется еще немало поработать над масштабированием и безопасностью – так, как это делали Baidu или Waymo. Успех Tesla зависит не только от технологии, но и доверия общества, регуляторной поддержки и способности обеспечить стабильность сервиса

Конкуренция обостряется. Так же как китайские бренды вроде BYD бросают вызов Tesla в электромобильном сегменте, рынок робота может стать следующей ареной противостояния

Китайские компании – Baidu, Pony.ai и WeRide – вырываются вперед благодаря масштабным паркам, доступности технологий и активной международной экспансии. Tesla имеет амбиции, но сталкивается с рядом технических, нормативных и рыночных барьеров. Будущее рынка автономных перевозок будет решаться на стыке инноваций, законодательства и доверия пассажиров

Читать дальше

Последние новости, которые могут вас заинтересовать

Контакты
Мы всегда на связи с Вами
Контакты
Мы всегда на связи с Вами

    Спасибо за сотрудничество и ожидание

    Наша команда уже получила Ваше сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время

    OK