Когда Tesla в этом году запустила свой долгожданный пилотный сервис роботокси в Остине, штат Техас, это привлекло внимание мира технологий и автопрома. Колонна из 10–20 модифицированных Model Y с пометками «роботакси» выглядела многообещающе. Но на другом конце планеты, в Китае, реакция на это была сдержанна. “Tesla даже не за столом переговоров по рынку роботакси”, – заявил Лу Тянчэн, технический директор Pony.ai. А руководитель направления автономного вождения в Baidu Ван Юньпен оценил отставание Tesla в 3–5 лет
Настоящее мерило успеха в этой сфере – не громкие презентации, а масштабный, коммерческий, полностью автономный сервис. По этому критерию Tesla пока отстает. На мировом рынке только Waymo (подразделение Alphabet) и несколько китайских компаний смогли вывести автономные такси на коммерческую орбиту
Три столба китайского прорыва: Baidu, Pony.ai, WeRide
Флагманом китайской автономной индустрии является Baidu, которую часто называют “Вест-Пойнтом” рынка беспилотных авто в Китае. Ее выходцы формируют всю цепь снабжения – от микрочипов до софта и самих транспортных средств. Baidu начала исследования в области автономного вождения еще в 2013 году, имея амбицию стать «Android» для автопрома, создавая открытую программную среду для автопроизводителей. Однако безумная конкуренция в Китае заставила таких игроков, как Li Auto и XPeng, развивать собственные ADAS-системы, тогда как меньшие компании обратились к решениям от Huawei и DJI. А электромобильное подразделение Baidu – проект Jidu – вообще прекратило деятельность в 2024 году
Несмотря на трудности, сервис роботакси Apollo Go (в Китае известен как «Luobo Kuaipao» — «Бегущая быстро бегущая морковка») демонстрирует стабильный рост. В 2022 году он стал первым в Китае коммерческим оператором полностью беспилотных такси. Сегодня сервис насчитывает более 1000 автомобилей в 15 городах – от Пекина до Шэньчжэня – и только в первом квартале 2025 года совершил 1,4 миллиона поездок. Самый большой парк Baidu расположен в Ухане – 13-миллионном мегаполисе с лояльной регуляторной политикой и статусом автомобильной столицы Китая. Новое, шестое поколение роботакси – это стильные машины без руля, с автоматическими раздвижными дверями. Впрочем, 1000 авто – капля в море по сравнению с рынком традиционного такси и сервисов вызова в Китае
Pony.ai и WeRide – компании, основанные бывшими инженерами Baidu в 2016 и 2017 годах – также добились заметных успехов. Обе начинали в Кремниевой долине, однако впоследствии вернулись в Гуанчжоу и в 2024 году вышли на биржу NASDAQ. Pony.ai, поддерживаемая Toyota, в настоящее время эксплуатирует 270 роботокси и до конца года планирует масштабировать производство до 1000 авто седьмого поколения, разработанных совместно с Toyota и двумя китайскими брендами. Компания утверждает, что один удаленный оператор контролирует до 20 машин в более широкой геозоне, чем у Waymo в Сан-Франциско. После IPO Pony.ai заключила соглашение с Uber, а СМИ уже сообщают о заинтересованности со стороны Тревиса Каланика – соучредителя Uber – в приобретении ее американского бизнеса
WeRide преодолела кризис после скандального ухода соучредителя Ван Цзина из-за обвинений в краже коммерческой тайны. Благодаря техническому директору Тони Хану компания сумела стабилизироваться, создала флот из 500 роботокси, разработала автономные автобусы и коммунальную технику. Она также сотрудничает с немецким концерном Bosch в сфере ADAS, хотя пока масштабных B2B-клиентов нет
Китайские игроки активно выходят за пределы национального рынка
В 2025 году Baidu развернула Apollo Go в Дубае и Абу-Даби после получения разрешений на тестирование и готовится к выходу в Сингапур, Малайзию и Швейцарию. Pony.ai подписала соглашение с транспортным агентством Дубая, планируя запустить полностью беспилотные перевозки до 2026 года и уже проводит испытания в Южной Корее и Люксембурге. WeRide, в сотрудничестве с Uber, первой запустила беспилотную службу роботокси на Ближнем Востоке — в Абу-Даби — и планирует расшириться до 15 городов в ближайшие пять лет
Компания | Количество роботакси | Города в Китае | Міжнародна присутність | Партнеры |
Baidu | 1000 | 15 | Дубай, Абу-Даби, Сингапур, Малайзия, Швейцария | местные операторы, Swiss Post |
Pony.ai | 270 | 3 | Дубай, Южная Корея, Люксембург | Toyota, Uber |
WeRide | 500 | неизвестно | Абу-Даби, еще 15 городов в планах | Uber, Bosch |
Технологическое преимущество и экономика масштабов
Китайские роботокси построены на аппаратном решении, подобном Waymo: лидеры, радары, камеры, GPS и высокоточной картографии. Их главный козырь – низкая себестоимость. Так, Baidu смогла снизить стоимость одного автомобиля до $28 000 — это примерно на уровне будущего CyberCab от Tesla, но значительно дешевле аналога Waymo. Pony.ai сообщает о снижении расходов на лидеры на 68%, а на вычисление – на 80% в седьмом поколении своих авто
Программное обеспечение китайских компаний сочетает алгоритмы искусственного интеллекта и логические правила, позволяющие гибко реагировать на переменные дорожные ситуации. Все трое — Baidu, Pony.ai и WeRide — разработали так называемые «конец в конце» системы, подобные концепции Tesla. Но в отличие от Waymo, тестировавшего свои машины в спокойных пригородах Финикса, китайские роботокси тренируются в хаосе мегаполисов типа Пекина и Гуанчжоу — это потенциально делает их «умнее» в сложных условиях
Несмотря на успехи, правовое регулирование остается серьезным препятствием
В Китае и США нет единого национального законодательства для роботакси, и каждый город или штат диктует свои условия. В Китае разрешения выдаются только после жесткого тестирования, а зоны работы часто ограничиваются пригородами. К примеру, в центры городов китайские роботокси пока не допускаются, тогда как сервис Waymo уже работает в центре Сан-Франциско
Социальные факторы тоже имеют значение
В 2024 году запуск Apollo Go в Ухане вызвал протесты таксистов, которые опасались потерять работу. Местные власти подчеркнули, что в городе работает только 400 роботокси, а генеральный директор Baidu Робин Ли заверил, что расширение будет постепенным. Ни один из игроков еще не достиг рентабельности – подавляющая часть сервисов субсидируется. Pony.ai заявляет, что планирует выйти на прибыль к 2029 году
Другим вызовом является зависимость от чипов Nvidia (в частности, Orin), что создает риски на фоне напряженных отношений между США и Китаем. Ограничения на экспорт чипов заставляют китайские компании искать внутренние альтернативы, но пока ни один локальный производитель не способен заменить Nvidia
Tesla придерживается уникального подхода – ее система базируется исключительно на камерах и искусственном интеллекте
Но достижение полной автономии 4 или 5 уровня, когда авто полностью самостоятельно в любых условиях, все еще остается далеким. Пилотный проект в Остине показывает, что компании придется еще немало поработать над масштабированием и безопасностью – так, как это делали Baidu или Waymo. Успех Tesla зависит не только от технологии, но и доверия общества, регуляторной поддержки и способности обеспечить стабильность сервиса
Конкуренция обостряется. Так же как китайские бренды вроде BYD бросают вызов Tesla в электромобильном сегменте, рынок робота может стать следующей ареной противостояния
Китайские компании – Baidu, Pony.ai и WeRide – вырываются вперед благодаря масштабным паркам, доступности технологий и активной международной экспансии. Tesla имеет амбиции, но сталкивается с рядом технических, нормативных и рыночных барьеров. Будущее рынка автономных перевозок будет решаться на стыке инноваций, законодательства и доверия пассажиров
Читать дальше
Похожие записиЧитать дальше
Последние новости, которые могут вас заинтересовать
-
По прогнозам рынок электромобилей в 2025 году вырастет на 30%
Эксперты S&P Global Mobility прогнозируют, что в следующем году продажи электромобилей на аккумуляторах достигнут 15,1 миллиона единиц, что увеличит их долю на рынке до 16,7 процента мировых продаж автомобилей. Хотя окончательные цифры на 2024 год еще не известны, по оценкам, продажи составят 11,6 миллиона электромобилей, что даст им 13,2 процента доли рынка Индия будет расти, […]
31 December 2024 -
Пассажиры делятся первыми впечатлениями от Tesla Robotaxi
Впервые беспилотные электромобили Tesla Model Y вышли на улицы Остина, штат Техас, обслуживая ограниченное количество пассажиров по фиксированной стоимости — 4,20 доллара США за поездку. Первый пилотный запуск сервиса Tesla Robotaxi начался в безопасных районах города, где опробовать функциональность нового формата перевозок получили возможность избранные фанаты бренда и инфлюенсеры, приглашенные самой компанией Публичной доступности пока […]
24 June 2025 -
Кому тысяче-сильный внедорожник от Scarbo?
Он способен прыгать по пересеченной местности с 30-дюймовым общим ходом колес Если вы считаете, что внедорожники вроде Ford Bronco и Jeep Wrangler уже устарели, выберите новый SV Rover от Scarbo Vintage. Компания, которая построила “Hoonipigasus” Кена Блока, теперь имеет мощный внедорожник, изготовленный на заказ. Внешне он повторяет классический стиль Land Rover, и стоит “всего” $1,5 […]
14 February 2024