Когда Tesla в этом году запустила свой долгожданный пилотный сервис роботокси в Остине, штат Техас, это привлекло внимание мира технологий и автопрома. Колонна из 10–20 модифицированных Model Y с пометками «роботакси» выглядела многообещающе. Но на другом конце планеты, в Китае, реакция на это была сдержанна. “Tesla даже не за столом переговоров по рынку роботакси”, – заявил Лу Тянчэн, технический директор Pony.ai. А руководитель направления автономного вождения в Baidu Ван Юньпен оценил отставание Tesla в 3–5 лет
Настоящее мерило успеха в этой сфере – не громкие презентации, а масштабный, коммерческий, полностью автономный сервис. По этому критерию Tesla пока отстает. На мировом рынке только Waymo (подразделение Alphabet) и несколько китайских компаний смогли вывести автономные такси на коммерческую орбиту
Три столба китайского прорыва: Baidu, Pony.ai, WeRide
Флагманом китайской автономной индустрии является Baidu, которую часто называют “Вест-Пойнтом” рынка беспилотных авто в Китае. Ее выходцы формируют всю цепь снабжения – от микрочипов до софта и самих транспортных средств. Baidu начала исследования в области автономного вождения еще в 2013 году, имея амбицию стать «Android» для автопрома, создавая открытую программную среду для автопроизводителей. Однако безумная конкуренция в Китае заставила таких игроков, как Li Auto и XPeng, развивать собственные ADAS-системы, тогда как меньшие компании обратились к решениям от Huawei и DJI. А электромобильное подразделение Baidu – проект Jidu – вообще прекратило деятельность в 2024 году
Несмотря на трудности, сервис роботакси Apollo Go (в Китае известен как «Luobo Kuaipao» — «Бегущая быстро бегущая морковка») демонстрирует стабильный рост. В 2022 году он стал первым в Китае коммерческим оператором полностью беспилотных такси. Сегодня сервис насчитывает более 1000 автомобилей в 15 городах – от Пекина до Шэньчжэня – и только в первом квартале 2025 года совершил 1,4 миллиона поездок. Самый большой парк Baidu расположен в Ухане – 13-миллионном мегаполисе с лояльной регуляторной политикой и статусом автомобильной столицы Китая. Новое, шестое поколение роботакси – это стильные машины без руля, с автоматическими раздвижными дверями. Впрочем, 1000 авто – капля в море по сравнению с рынком традиционного такси и сервисов вызова в Китае
Pony.ai и WeRide – компании, основанные бывшими инженерами Baidu в 2016 и 2017 годах – также добились заметных успехов. Обе начинали в Кремниевой долине, однако впоследствии вернулись в Гуанчжоу и в 2024 году вышли на биржу NASDAQ. Pony.ai, поддерживаемая Toyota, в настоящее время эксплуатирует 270 роботокси и до конца года планирует масштабировать производство до 1000 авто седьмого поколения, разработанных совместно с Toyota и двумя китайскими брендами. Компания утверждает, что один удаленный оператор контролирует до 20 машин в более широкой геозоне, чем у Waymo в Сан-Франциско. После IPO Pony.ai заключила соглашение с Uber, а СМИ уже сообщают о заинтересованности со стороны Тревиса Каланика – соучредителя Uber – в приобретении ее американского бизнеса
WeRide преодолела кризис после скандального ухода соучредителя Ван Цзина из-за обвинений в краже коммерческой тайны. Благодаря техническому директору Тони Хану компания сумела стабилизироваться, создала флот из 500 роботокси, разработала автономные автобусы и коммунальную технику. Она также сотрудничает с немецким концерном Bosch в сфере ADAS, хотя пока масштабных B2B-клиентов нет
Китайские игроки активно выходят за пределы национального рынка
В 2025 году Baidu развернула Apollo Go в Дубае и Абу-Даби после получения разрешений на тестирование и готовится к выходу в Сингапур, Малайзию и Швейцарию. Pony.ai подписала соглашение с транспортным агентством Дубая, планируя запустить полностью беспилотные перевозки до 2026 года и уже проводит испытания в Южной Корее и Люксембурге. WeRide, в сотрудничестве с Uber, первой запустила беспилотную службу роботокси на Ближнем Востоке — в Абу-Даби — и планирует расшириться до 15 городов в ближайшие пять лет
Компания | Количество роботакси | Города в Китае | Міжнародна присутність | Партнеры |
Baidu | 1000 | 15 | Дубай, Абу-Даби, Сингапур, Малайзия, Швейцария | местные операторы, Swiss Post |
Pony.ai | 270 | 3 | Дубай, Южная Корея, Люксембург | Toyota, Uber |
WeRide | 500 | неизвестно | Абу-Даби, еще 15 городов в планах | Uber, Bosch |
Технологическое преимущество и экономика масштабов
Китайские роботокси построены на аппаратном решении, подобном Waymo: лидеры, радары, камеры, GPS и высокоточной картографии. Их главный козырь – низкая себестоимость. Так, Baidu смогла снизить стоимость одного автомобиля до $28 000 — это примерно на уровне будущего CyberCab от Tesla, но значительно дешевле аналога Waymo. Pony.ai сообщает о снижении расходов на лидеры на 68%, а на вычисление – на 80% в седьмом поколении своих авто
Программное обеспечение китайских компаний сочетает алгоритмы искусственного интеллекта и логические правила, позволяющие гибко реагировать на переменные дорожные ситуации. Все трое — Baidu, Pony.ai и WeRide — разработали так называемые «конец в конце» системы, подобные концепции Tesla. Но в отличие от Waymo, тестировавшего свои машины в спокойных пригородах Финикса, китайские роботокси тренируются в хаосе мегаполисов типа Пекина и Гуанчжоу — это потенциально делает их «умнее» в сложных условиях
Несмотря на успехи, правовое регулирование остается серьезным препятствием
В Китае и США нет единого национального законодательства для роботакси, и каждый город или штат диктует свои условия. В Китае разрешения выдаются только после жесткого тестирования, а зоны работы часто ограничиваются пригородами. К примеру, в центры городов китайские роботокси пока не допускаются, тогда как сервис Waymo уже работает в центре Сан-Франциско
Социальные факторы тоже имеют значение
В 2024 году запуск Apollo Go в Ухане вызвал протесты таксистов, которые опасались потерять работу. Местные власти подчеркнули, что в городе работает только 400 роботокси, а генеральный директор Baidu Робин Ли заверил, что расширение будет постепенным. Ни один из игроков еще не достиг рентабельности – подавляющая часть сервисов субсидируется. Pony.ai заявляет, что планирует выйти на прибыль к 2029 году
Другим вызовом является зависимость от чипов Nvidia (в частности, Orin), что создает риски на фоне напряженных отношений между США и Китаем. Ограничения на экспорт чипов заставляют китайские компании искать внутренние альтернативы, но пока ни один локальный производитель не способен заменить Nvidia
Tesla придерживается уникального подхода – ее система базируется исключительно на камерах и искусственном интеллекте
Но достижение полной автономии 4 или 5 уровня, когда авто полностью самостоятельно в любых условиях, все еще остается далеким. Пилотный проект в Остине показывает, что компании придется еще немало поработать над масштабированием и безопасностью – так, как это делали Baidu или Waymo. Успех Tesla зависит не только от технологии, но и доверия общества, регуляторной поддержки и способности обеспечить стабильность сервиса
Конкуренция обостряется. Так же как китайские бренды вроде BYD бросают вызов Tesla в электромобильном сегменте, рынок робота может стать следующей ареной противостояния
Китайские компании – Baidu, Pony.ai и WeRide – вырываются вперед благодаря масштабным паркам, доступности технологий и активной международной экспансии. Tesla имеет амбиции, но сталкивается с рядом технических, нормативных и рыночных барьеров. Будущее рынка автономных перевозок будет решаться на стыке инноваций, законодательства и доверия пассажиров
Читать дальше
Похожие записиЧитать дальше
Последние новости, которые могут вас заинтересовать
-
Электрический Dodge Charger появится в Европе в 2025 году
Энтузиасты мускул-каров в Европе и на Ближнем Востоке вскоре получат доступ к полному спектру новых моделей Charger от Dodge, продажи которых начнутся в конце следующего года – подтвердили в Stellantis. Хотя это не поможет унять споры среди традиционалистов об отходе от названия Challenger, постепенном отказе от бензинового Hemi V8 и внедрении аккумуляторно-электрической силовой установки, такой […]
25 December 2024 -
Батареи электромобилей не попадут на свалки – они слишком ценны и долговечны
Вы беспокоитесь, что батареи электромобилей станут токсичными отходами? Расслабьтесь – они слишком ценны, чтобы просто гнить на свалке. Вот почему батареи электромобилей продолжают жить даже после того, как машина отслужит свое Батареи переживут автомобиль Миф о том, что батареи электромобилей быстро изнашиваются и становятся электронным мусором, не выдерживает критики. На самом деле они часто более […]
31 May 2025 -
GM считает, что США могут обойти Китай в производстве батарей для электромобилей
Китай сейчас лидирует в производстве батарей для электромобилей Сегодня Китай удерживает ведущие позиции в производстве батарей для электромобилей, в значительной степени благодаря государственным субсидиям, которые стимулировали развитие отрасли в течение последних 15 лет. Китайские производители первыми начали изготавливать литий-железо-фосфатные (LFP) батареи и контролируют большую часть материалов, необходимых для их производства. Китай также обладает большинством мировых […]
11 October 2024