Электромобили становятся ближе к массовому покупателю, ведь цены на литий-ионные батареи в 2024 году упали на рекордные 20% – это самое большое снижение с 2017 года, сообщает Международное энергетическое агентство (IEA)
Рост конкуренции, увеличение объемов производства и всплеск спроса на электромобили создали идеальные условия для такого падения цен. В частности, цены на литий, ключевой компонент батарей, снизились почти на 20%, вернувшись к уровню 2015 года, хотя спрос на него вырос в шесть раз. Избыток сырья временно делает электромобили дешевле, но может привести к недофинансированию добычи в будущем. Однако есть и тень на этом оптимистичном горизонте: Китай стремительно наращивает свое преимущество, оставляя остальной мир позади в этой технологической гонке за батареи
Борьба за будущее электромобильности – это, по сути, борьба за батареи, ведь они составляют львиную долю стоимости электрокара
Если аккумуляторы останутся дорогими, электромобили так и останутся роскошью для немногих. Но если удастся наладить их дешевое и локальное производство, электрокары заполонят дороги. Tesla еще на заре электромобильной эры поняла это, построив свою Gigafactory в Неваде, чтобы обеспечить себе контроль над цепочкой поставок. Вслед за ней автогиганты General Motors, Toyota и Ford также бросились строить собственные заводы по производству батарей, хотя их успехи пока неоднозначны
В 2024 году Китай удерживает 80% мирового производства батарейных элементов, тогда как США, Евросоюз, Корея и Япония делят между собой остальное. Китайское преимущество объясняется не только масштабом, но и жесткой конкуренцией, которая заставляет производителей снижать маржу прибыли, совершенствовать технологии и повышать эффективность производства. Доступ к огромной квалифицированной рабочей силе и налаженные цепочки поставок только усиливают их позицию. Цены на батареи падают по всему миру, но в Китае это происходит быстрее, что дает таким компаниям, как BYD, возможность предлагать электрокары по значительно более низким ценам
Интересно, что батареи для гибридных автомобилей (PHEV) оказались дороже батарей для полностью электрических моделей (BEV), несмотря на их меньший размер
В 2024 году средняя цена батареи для гибрида на 20 кВт-ч сравнялась со стоимостью батареи для электромобиля на 65 кВт-ч. Причина кроется в том, что меньшее количество элементов в гибридных батареях повышает себестоимость за киловатт-час. Между тем Китай прочно удерживает лидерство в сегменте литий-железо-фосфатных (LFP) батарей, которые долгое время считались бюджетной альтернативой, но благодаря инновациям стали значительно эффективнее. В 2024 году LFP батареи заняли почти половину мирового рынка электромобильных аккумуляторов, а их использование в Европе выросло на 90%. В США из-за антикитайских пошлин доля LFP составляет всего 10%, тогда как в Юго-Восточной Азии, Бразилии и Индии она превысила 50%. В этих регионах китайский импорт, в частности от BYD, играет ключевую роль, хотя в Индии рынок движут местные производители, такие как Tata Motors. Южная Корея и Япония также ускоряют разработку LFP-технологий, стараясь не отставать
В прошлом году производственные мощности Штатов выросли на 50%, в значительной степени благодаря корейским компаниям, которые воспользовались налоговыми льготами
Это позволило США обойти Евросоюз, где рост составил всего 10% из-за остановки завода Northvolt в Швеции после его банкротства. Однако эти льготы оказались под угрозой из-за законопроекта, известного как Big, Beautiful Bill, который уже прошел Палату представителей и сейчас рассматривается в Сенате. В случае его принятия налоговые стимулы для электромобилей и производства батарей могут быть отменены, что затормозит прогресс США в этой сфере. Глобальный бум батарей набирает обороты, и останавливаться он не собирается
Читать дальше
Похожие записиКомпания Skoda сделала неожиданный, но очень логичный шаг в развитии своей электромобильной линейки — превратила популярный электрический кроссовер Enyaq в коммерческий автомобиль. Новинка получила название Skoda Enyaq Cargo и на первый взгляд почти не отличается от обычного Enyaq, пока не заглянешь внутрь. Это первая полностью электрическая модель марки, адаптированная для нужд малого бизнеса и коммерческих […]
15 July 2025General Motors сделал еще один шаг навстречу доступным электромобилям, объявив о запуске новой программы по производству аккумуляторов на базе литий-железо-фосфатной (LFP) химии. Речь идет о модернизации завода Ultium Cells в городе Спринг-Хилл, штат Теннесси, где уже в конце 2027 года начнется выпуск новых батарей для следующего поколения бюджетных электрокаров. Именно эта технология, по словам компании, […]
15 July 2025Polestar не может устранить проблему с камерой заднего вида: два отзыва и никакого результата В электромобилях программное обеспечение играет ключевую роль в работе большинства систем автомобиля. Но даже у брендов, позиционирующих себя как технологически прогрессивные, случаются неудачи. Яркий пример — ситуация с электрокарами Polestar 2, которые уже дважды за последние 12 месяцев отзывали из-за неисправности […]
15 July 2025Читать дальше
Больше об этой теме в нашем блоге