Тормозная пыль — незаметный, но опасный враг. Она оседает не только на блестящих дисках, но и в наших легких. И если о выбросах двигателей говорят все, то о вредных частицах от тормозов — пока меньше. Но это изменится уже в следующем году со вступлением в силу жестких экостандартов Euro 7, которые впервые регулируют и частицы, образующиеся при торможении
С 2026 года новые авто в ЕС должны будут выбрасывать не более 7 мг тормозной пыли на каждый километр. А с 2035 года — только 3 мг/км. Производители готовятся к новым вызовам, и один из технологических лидеров — Brembo — уже имеет ответ
Greentell: инновация с пользой для здоровья
Новая технология получила название Greentell — сочетание слов «green» (экологический) и «intelligent» (интеллектуальный). Ее суть — в лазерном нанесении специального металлического покрытия на тормозной диск. Brembo использует Laser Metal Deposition (LMD) — метод, при котором металлический порошок расплавляется лазером и наносится на поверхность диска. Это фактически 3D-печать металлом
Результаты — впечатляющие. По данным Brembo, новое покрытие уменьшает выбросы частиц на 90% согласно процедуре испытания WLTP. А износ поверхности диска — на 80% меньше, чем у стандартных чугунных дисков. Хотя из-за более тонкой конструкции реальный ресурс возрастает на 20-30%, а не на все 80

Greentell не совместим с привычными колодками — нужен новый материал
В Brembo разработали его специально для этой системы. К тому же, вместо традиционного индикатора износа инженеры предложили инновацию: логотип компании на поверхности диска, который исчезает с износом. Если логотип стерся — пора менять тормоза. Эту идею Brembo позаимствовала из автоспорта, где подобная технология уже используется в тормозных системах для спорткаров GT
Greentell-диски имеют гладкую поверхность без отверстий или прорезей, которые обычно ассоциируются с мощными спорткарами. И хотя выглядит это нетипично, решение абсолютно обосновано. Перфорированные диски снижают эффективность в долгосрочной перспективе, поскольку вызывают больший износ и, соответственно, больше вредных выбросов. А новые материалы и технологии уже позволяют достичь отличного охлаждения и стабильного торможения без необходимости в дополнительных отверстиях

Greentell создан для того, чтобы помочь автопроизводителям соответствовать требованиям Euro 7, поэтому ключевой рынок — Европа. Но Brembo не исключает появления этой технологии и в США — если кто-то из автопроизводителей захочет предложить ее локально. Для послегарантийного обслуживания компания также предлагает продукт Greenance, который имеет схожие характеристики и направлен на снижение вредных выбросов
Кстати, анализ проведенный EIT Urban Mobility и Transport for London показывает, что благодаря рекуперативному торможению, электромобили снижают количество тормозной пыли на впечатляющие 83%. Это значительно превосходит показатели гибридов (10-48%) и гибридов, подключаемых к сети (PHEV), которые уменьшают выбросы тормозной пыли на 66%. Исследование охватило такие города, как Лондон, Милан и Барселона

Хотя электромобили могут вызывать несколько больший износ шин из-за большей массы (исследование предполагает 20% разницы, хотя реальные сравнения моделей показывают около 5%), тормозная пыль оказалась значительно вреднее для дыхательных путей, поскольку чаще попадает в воздух (более 40% против 1-5% для частиц шин). Даже с учетом незначительного увеличения износа шин, электрокары производят на 38% меньше общих выбросов от тормозов, дорожного покрытия и шин, и это не учитывая отсутствие выхлопных газов!
Исследование подчеркивает, что переход от частных автомобилей к общественному транспорту, велосипедам и пешим прогулкам имеет еще больший экологический эффект. Изменение вида транспорта может уменьшить невыхлопные выбросы в 5 раз больше, чем только электрификация автопарка. Автобусы, несмотря на большие индивидуальные выбросы, значительно эффективнее по выбросам на человека-милю благодаря высокой пассажировместимости. Электрические автобусы дополнительно усиливают это преимущество. Конечно, ходьба и езда на велосипеде остаются наименее вредными для окружающей среды
Читать дальше
Похожие записиКомпания Unplugged Performance представила новые кованые колеса, разработанные специально для электрического пикапа Tesla. Производитель обещает высокую прочность, надежную защиту от бордюров и характеристики, близкие к заводским решениям Unplugged Performance известна своими громкими заявлениями В начале года компания назвала свои колеса Road Warrior для Tesla Model 3 и Model Y первыми в мире «уничтоженными». Теперь инженеры […]
14 декабря 2025
Ford, один из гигантов автомобильной индустрии, недавно получил солидный государственный кредит и с размахом принялся за строительство заводов для аккумуляторов электромобилей. Но как часто бывает в бизнесе, ветер изменился — и теперь все переворачивается с ног на голову. Партнерство с корейской компанией SK On фактически развалилось. Почему так вышло и что это значит для грядущего […]
13 декабря 2025
Скромный с виду Volkswagen Beetle способен разгоняться до 100 км/ч быстрее, чем Porsche 911 GT3. Все благодаря тому, что под скромным классическим кузовом скрывается современная электрическая начинка, о которой трудно догадаться с первого взгляда Электрическая тяга открыла новые возможности для тюнинга Инженеры теперь могут вкладывать серьезную мощность в машины, никогда не проектировавшиеся для быстрой езды. […]
13 декабря 2025
Читать дальше
Больше об этой теме в нашем блоге