Пока традиционные европейские автопроизводители сосредотачивают усилия на выпуске крупных и дорогих премиальных электромобилей, на рынке происходит сейсмическое смещение. Китайские бренды стремительно заполняют нишу доступных компактных авто, выигрывая битву за массового потребителя, в которой европейские гиганты, похоже, даже не планируют участвовать
За последние несколько лет автомобильная промышленность Китая превратилась из догоняющей мирового лидера в сегменте электромобилей. Как подчеркивается в новом отчете Фонда FIA, бренды из КНР обеспечили себе доминирующее положение на рынке бюджетных электрокаров, заставляя европейских конкурентов отступать в более высокие ценовые сегменты. Эта стратегия избегания прямой конкуренции создает вакуум доступности, успешно заполняемый китайским автопромом
В чем секрет китайского успеха?
Конкурентное преимущество Китая базируется на трех ключевых столбах:
- Контроль над цепочкой поставок: Китайские компании доминируют в добыче и переработке ключевых минералов для аккумуляторов (литий, кобальт, никель), а также в производстве самих батарей. Это позволяет значительно снизить стоимость самого дорогого компонента электромобиля;
- Эффективность производства: Гигантский внутренний рынок позволил китайским производителям масштабироваться, отточить производственные процессы и удешевить продукцию;
- Технологии и программное обеспечение: Китайские электромобили – это не просто транспортные средства, а современные гаджеты на колесах с передовым программным обеспечением, что привлекает молодое поколение покупателей
Благодаря этим факторам Китай из чистого импортера автомобилей превратился в крупнейшего в мире экспортера, кардинально изменив глобальный автомобильный ландшафт

Великобритания стала показательным рынком, где китайская экспансия заметна невооруженным глазом
Еще в июне текущего года около 10% всех проданных новых автомобилей в стране были произведены китайскими брендами, такими как MG, BYD, Omoda и Jaecoo. Из более чем 130 моделей электромобилей, доступных британцам, 33 стоят менее £30 000 ($40 200) — ценовую планку, которую европейские производители в большинстве своем игнорируют
Эта тенденция может вернуть популярность компактных автомобилей, которая начала угасать с ростом популярности кроссоверов. Как отмечает Стив Гудинг, исполнительный директор Фонда RAC: “Наша любовь к автомобилям размера Ford Fiesta может быстро возродиться, если на рынок выйдет больше небольших и доступных электрических моделей”
Правительственные стимулы, такие как скидки на покупку и развитие сети общественных зарядных станций лишь ускоряют этот процесс, делая китайские электромобили еще более привлекательными для потребителей
Пока Европа открывает двери для доступных китайских электрокаров, рынок США остается для них практически закрытым из-за высоких торговых пошлин. Однако европейский опыт показывает, что традиционным брендам придется реагировать. Они оказались на развилке: продолжать фокусироваться на высокомаржинальных премиум-моделях, рискуя потерять массовый рынок, или же попытаться конкурировать с Китаем в доступном сегменте, что потребует фундаментального пересмотра бизнес-моделей
Читать дальше
Похожие записиАмериканские дороги на рубеже XIX-XX веков были заполнены электромобилями, хотя к 1920 году интерес к ним начал угасать. К середине 30-х годов они почти исчезли. Так что машины типа Milburn Light Electric Model 27L, собранного в 1920 году, показывают, каким был пик городского транспорта в первые «золотые сутки» электрокаров. Компания Milburn прекратила существование спустя всего […]
28 November 2025
Более 70 тысяч электрокаров, выпущенных в прошлом году, теперь могут получить существенное обновление систем помощи водителю, для установки которого требуется более двадцати часов работы Китайский бренд Zeekr столкнулся с неожиданной проблемой Компания слишком быстро перешла на новую аппаратную платформу для своих моделей, поэтому владельцы прошлогодних автомобилей почувствовали себя обделенными. Чтобы исправить ситуацию, производитель решил пойти […]
27 November 2025
Компания Bavarian Econs Tech переработала классическое купе BMW 2002 в 1972 году выпуска на электромобиль, оснастив его силовой установкой от Tesla и батареями от BMW i3 Электромобили способны сделать обычные поездки удивительно легкими Они двигаются тихо и плавно, не создают лишних шумов и вибраций, избавляют от компромиссов, сопровождающих бензиновые машины. В ежедневном использовании такие авто […]
27 November 2025
Читать дальше
Больше об этой теме в нашем блоге