На нынешнем Шанхайском автосалоне, который ежегодно сменяет Пекинский автосалон, мы видели предложения от почти всех из 100 (по разным оценкам) брендов страны. Какими бы впечатляющими ни были эти автомобили, наивно полагать, что все они выживут. И уже сейчас многие не выдерживают конкуренции.
Вот три бренда, которые скорее всего, не доживут до следующего
Ji Yue
Этот проект начинался как многообещающее совместное предприятие между китайским аналогом Google – компанией Baidu – и автомобильным гигантом Geely. Так, у Geely появился еще один бренд, ориентированный на технологии, но в отличие от сложной “семьи” PoleZeekVolvo & Co (Polestar, Zeekr, Volvo, Lynk & Co), здесь Geely просто предоставляла базовую платформу для автомобилей, тогда как Baidu занималась всем остальным, особенно программным обеспечением и интеллектуальными системами

Системы помощи водителю в автомобилях Ji Yue были действительно впечатляющими. Модель Ji Yue 01 обещала автономное управление уровня, близкого к третьему (лучше, чем у Tesla на тот момент), за довольно умеренные деньги. Автомобиль использовал ту же платформу SEA (Sustainable Experience Architecture), что и почти все новые электромобили Geely, Zeekr, Volvo или Lynk & Co, хотя, возможно, не в самой навороченной её реализации
Тем не менее, технических преимуществ автомобиля оказалось недостаточно для успешного старта. Хэтчбек Ji Yue 01 едва продавался по несколько тысяч единиц в месяц. Бренд даже выпустил элегантный седан 07, но и он не смог поднять продажи

В декабре прошлого года ситуация резко ухудшилась, когда возмущенные сотрудники начали требовать выплаты зарплаты. А ведущий инженер посоветовал остальным работникам как можно быстрее “сматывать удочки” и искать новую работу, по сообщениям издания CarNewsChina
Официально о прекращении существования Ji Yue еще не объявлено, но их магазины закрыты, и значительная часть функций помощи водителю может просто перестать работать без поддержки производителя

Neta
На прошлогоднем Пекинском автосалоне этот бренд имел довольно большой стенд, привлекая много внимания. Их главной новостью стал запуск модели Neta L – компактного EREV (гибрида с последовательным подключением) по очень привлекательной цене, всего около $14 000. Это было последнее дополнение к линейке бренда, которая включала различные электромобили и EREV, в том числе элегантный универсал под названием Neta S Hunting. Какое-то время продажи казались многообещающими, и бренд даже успешно выходил на рынки Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока/Северной Африки за счет экспорта и местного производства. Компания продала более 60 тысяч автомобилей в 2024 году

Но 2025 год для Neta оказался очень неудачным. Компания объявила о масштабных увольнениях, причем некоторые источники утверждают, что весь отдел исследований и разработок компании был полностью распущен. Бренд еще сохраняет присутствие в социальных сетях, но большинство его публикаций касаются рынков Бразилии, Индонезии и Таиланда. В марте этого года правительство Таиланда даже предоставило Neta заем в размере $215 миллионов, но непонятно, будет ли этого достаточно, чтобы удержать компанию на плаву, даже за пределами Китая. Neta явно делает ставку на экспортные рынки, но ее перспективы выглядят довольно туманно
Yuanhang
Бренд, о котором Вы, вероятно, никогда не слышали. Это “премиальное” подразделение компании Dayun, которое было заметным участником прошлогоднего Пекинского автосалона. Честно говоря, их автомобили выглядели немного недоработанными, с довольно шаблонным дизайном и не очень качественными (хотя и “кричащими”) интерьерами

Как и Neta, Yuanhang провел массовые увольнения и едва продавал несколько сотен автомобилей в месяц в Китае. Yuanhang пока официально не закрылся, но если ситуация каким-то чудом не изменится к лучшему, этот бренд также “угаснет”
Имейте в виду, что это только три бренда, которые имели большие стенды на Пекинском автосалоне. Другие марки, такие как HiPhi, Aiways или Evergrande Auto, также “отошли в небытие” в прошлом году, хотя и задолго до выставки

Неумолимая реальность рынка
В Китае много замечательных электромобилей и EV-брендов, но, черт возьми, рынок просто не может поддерживать такое огромное количество игроков, которые по сути делают одно и то же. Даже с государственными субсидиями и миллиардом потенциальных клиентов внутри страны, такое количество брендов просто не является устойчивым
Со временем рынок будет только продолжать консолидироваться. Скоро некоторые из крупных китайских EV-производителей также начнут сворачивать деятельность или объединять усилия, особенно если экспортные рынки будут оставаться несколько враждебными к китайским электромобилям
Все-таки, это огромный объем интеллектуальной собственности, который может просто «уйти в помойку». Возможно, какой-то инициативный европейский или американский стартап мог бы выкупить эти наработки и создать собственные электромобили «здесь, дома». Что-то вроде Amazon Dropshipping, но для автомобилей
Читать дальше
Похожие записиЮжнокорейский автопроизводитель, похоже, нашел свой козырь в ответ на вызовы от BYD и других игроков на рынке Китая. Hyundai приступила к предварительным продажам EO — своего первого электрического внедорожника местного производства, цена которого стартует от 130 000 юаней, или около $18 300 Совместное предприятие Hyundai в Китае с BAIC, известное как Beijing Hyundai, начало предварительную […]
17 October 2025
Toyota получила $20 миллионов на реализацию проекта своего миниатюрного электромобиля FT-Me с солнечной крышей Благодаря финансированию от правительства Великобритании компания приблизилась к претворению своей идеи в реальность. Несмотря на длину всего 2,5 метра, FT-Me должно стать удобным, стильным и доступным решением для ежедневного передвижения по городу. Toyota называет его «новаторской концепцией», сочетающей премиальный дизайн с […]
17 October 2025
Kia становится пионером среди автопроизводителей, публично тестирующих технологию «паспорта аккумулятора» — систему, отслеживающую состояние батареи на уровне отдельных элементов. Эта инициатива должна подготовить компанию к новым европейским нормам, обеспечивая максимальную прозрачность и доверие между брендом и клиентами. В ходе научного эксперимента инженеры Kia использовали электромобиль EV3 со встроенными мониторами клеток, чтобы исследовать, как подробные данные […]
17 October 2025
Читать дальше
Больше об этой теме в нашем блоге