Недавно автомобильные журналисты Auto Express заметили интересную деталь на британском сайте Volkswagen
Электрический хэтчбек ID.3 в комплектациях Pro и Pro S официально имеет 201 лошадиную силу. Однако мелким шрифтом указано, что аппаратное обеспечение автомобиля действительно способно выдавать 228 л.с., а для доступа к полной мощности владельцам предлагается “активировать дополнительную мощность за определенную плату”
Volkswagen предлагает гибкую систему оплаты за то, что уже физически установлены в вашем автомобиле:
- Ежемесячная подписка: £16.50 (около $22);
- Годовая подписка: £165 (около $211);
- Постоянная разблокировка: £649 (около $880)
На первый взгляд, для автомобиля стоимостью около $50 000, эти суммы могут показаться незначительными. Производитель мог бы просто включить его в начальную цену, и большинство покупателей, вероятно, не заметили бы разницу. Но смысл не в деньгах. Этот шаг является тревожным сигналом о фундаментальных изменениях в отношениях между автовладельцем и производителем

Volkswagen не является пионером в этой сфере – это лишь самый свежий пример тренда, который автопроизводители продвигают, несмотря на недовольство клиентов
BMW в свое время потерпела громкую неудачу, пытаясь взимать ежемесячную плату за уже установленный подогрев сидений, и под давлением общественности отказалась от этой идеи. Однако Mercedes-Benz успешно продает подписку на “увеличение ускорения” для своих электромобилей линейки EQ за $1200 в год, программно разблокируя дополнительный потенциал электродвигателей
Эта бизнес-модель, известная как “функции по требованию” (Features on Demand), превращает автомобиль из продукта в платформу для постоянной продажи услуг. Для производителей, инвестирующих миллиарды в дорогую электрификацию и разработку ПО, поток постоянного дохода от миллионов водителей выглядит очень привлекательным

Программное обеспечение как троянский конь в вашем гараже
Ключевая проблема заключается в том, что программное обеспечение становится посредником между вами и физическим оборудованием, за которое вы заплатили. Когда вы приобретаете современный автомобиль, вы фактически приобретаете не только металл и пластик, но и лицензию на использование его программного кода. И здесь начинаются юридические тонкости
Лицензионные соглашения с конечным пользователем (EULA), которые вы принимаете, часто ограничивают ваши права собственности. Законы, например американский “Закон об авторском праве в цифровую эпоху” (DMCA), хотя и позволяют владельцам модифицировать свою собственность для личного пользования, но в то же время делают незаконным распространение инструментов для обхода цифровых замков
Яркий пример – случай из Mazda в 2023 году. Компания прислала официальную претензию разработчику, создавшему инструмент для интеграции автомобилей Mazda с системой умного дома Home Assistant. Автопроизводитель обвинил его в нарушении авторских прав, поскольку его код дублировал функциональность, которую Mazda предлагала через собственные платные приложения
Американские автопроизводители уже открыто заявляют в судах, что клиенты не являются полноправными владельцами своих автомобилей именно из-за наличия лицензионного программного обеспечения. Это позволяет им ограничивать доступ независимых СТО к диагностике и ремонту, заставляя клиентов обращаться к дорогим официальным дилерам

Эксперимент Volkswagen в Великобритании – это не просто попытка заработать несколько сотен фунтов
Это “пробный камень”, запущенный для проверки реакции рынка. Если потребители примут эту модель, в скором времени мы можем увидеть платный доступ к чему-либо: улучшенным функциям безопасности, адаптивному круиз-контролю, расширенным настройкам подвески или даже полному объему батареи
Ваш автомобиль все больше превращается в смартфон на колесах, где аппаратная часть является только носителем для программных продуктов, которые вам придется арендовать снова и снова. И это должно стать красным сигналом тревоги для покупателей во всем мире, ведь на кону стоит само понятие собственности в цифровую эпоху
Читать дальше
Похожие записиКитай корректирует политику налоговых льгот для транспортных средств на новых источниках энергии (NEV) Теперь требования становятся более строгими, особенно для гибридных автомобилей, подключаемых к сети. Три правительственных ведомства Китая – Министерство промышленности и информационных технологий, Министерство финансов и Государственная налоговая администрация – совместно опубликовали новые технические требования для NEV, которые будут иметь право на налоговые […]
13 October 2025
Будущий электрический седан Volkswagen ID.UNYX 07 впервые появился в документах, представленных в Министерство промышленности и информационных технологий Китая (MIIT). Новый электромобиль будет производиться на заводе Volkswagen Anhui и станет второй моделью в серии Unyx, ориентированной на китайский рынок. В то же время, он является первой моделью, построенной на новой электрической архитектуре Volkswagen, специально разработанной для […]
13 October 2025
Многие водители сталкивались с надоедливыми системами голосового управления, которые, кажется, никогда не понимают даже самые простые запросы. Немецкий автопроизводитель Mercedes-Benz утверждает, что намерен изменить эту ситуацию. Компания отказывается от старой, глючной технологии и интегрирует передовой искусственный интеллект Gemini от Google непосредственно в свои автомобили, начиная с нового полностью электрического Mercedes CLA Голосовые помощники в машине […]
13 October 2025
Читать дальше
Больше об этой теме в нашем блоге