ЕС выделяет 100 млрд евро на электромобили и чистые технологии
Реиндустриализация Европы: ответ на новые вызовы
В течение последних десятилетий в Европе ведутся дискуссии о реиндустриализации и возрождении промышленного потенциала. Когда-то континент был мировым лидером в производстве, но постепенно начал полагаться на технологии и производственные мощности за пределами региона, особенно в Китае
Сейчас, на фоне геополитических изменений и экономического отдаления США от ЕС, необходимость в восстановлении промышленного сектора приобретает критическое значение. В то же время Европа стремится осуществлять эту трансформацию без ущерба для своих долгосрочных целей декарбонизации и развития чистых технологий

Clean Industrial Deal: стратегия инвестиций в чистые технологии
Европейская комиссия представила Clean Industrial Deal – инициативу, направленную на восстановление конкурентоспособности ЕС и снижение выбросов углерода. В рамках этого плана запланировано выделение €100 миллиардов на развитие чистой энергетики, производство электромобилей и модернизацию энергоемких отраслей
Спрос на электромобили в Европе продолжает расти, а производство постепенно переходит на более экологичные стандарты. Несмотря на это, ожидается, что выбросы углекислого газа в ЕС достигнут пика в 2025 году, после чего благодаря принятым мерам должны снизиться на 25% в последующие десять лет
Хотя в рамках нового соглашения не предусмотрено отдельных программ именно для электромобильной отрасли, его ключевые аспекты непосредственно будут способствовать электрификации транспорта. Одно из таких направлений – Affordable Energy Action Plan, предусматривающий:
- ускоренное развертывание чистой энергетики,
- увеличение эффективности электропотребления,
- снижение зависимости от ископаемого топлива
Эти меры должны уменьшить стоимость электроэнергии, что сделает эксплуатацию электромобилей более доступной по сравнению с автомобилями на ДВС, особенно для пользователей публичных зарядных станций

Изменения в торговой политике: противодействие влиянию Китая и США
ЕС уже ввел импортные пошлины на электромобили из Китая, пытаясь ограничить доступ китайских производителей на европейский рынок. Такой шаг указывает на четкое желание локализовать производство и уменьшить зависимость от азиатских поставок
Эти ограничения уже приносят результаты – китайские производители активно рассматривают возможность открытия заводов в Европе, чтобы избежать пошлин, которые могут достигать 45,3%. В то же время для компаний, которые не получают значительной поддержки от китайского правительства, тарифы будут ниже, чтобы сохранить конкурентный баланс
В противовес политике ЕС, США начали отказываться от стимулирования электромобилей. Вашингтон не только отложил сроки ограничения продаж ДВС, но и в целом уменьшает поддержку электрификации транспорта. В связи с этим европейские автопроизводители могут потерять конкурентные преимущества, если ЕС не пересмотрит планы по запрету продажи авто с ДВС после 2035 года

Сейчас Европа остается приверженной целям декарбонизации. Уже к 2030 году новые автомобили в ЕС должны уменьшить уровень выбросов CO₂ на 55% по сравнению с уровнем 2021 года. Однако не все автопроизводители готовы придерживаться таких темпов. Некоторые компании, которые ранее объявили переход исключительно на электромобили, начинают пересматривать свои планы, что может спровоцировать конфликт между бизнесом и регуляторами
Учитывая быстрые изменения глобального рынка, ЕС может быть вынужден адаптировать стратегию, чтобы не потерять промышленную конкурентоспособность. Успех достижения углеродной нейтральности к 2050 году будет зависеть от баланса между экологическими амбициями и необходимостью поддержки промышленного производства в условиях усиления конкуренции со стороны США и Китая