Будущее Mazda – за электромобилями. Но в том числе и за, стоит подчеркнуть – даже автомобилями с роторными двигателями. Благодаря внедрению более качественных материалов интерьера и дизайна, продольно расположенных рядных шестицилиндровых турбодвигателей и традиционных пропорций «двигатель спереди/привод на задние колеса» – Mazda в последние годы успешно перешла в высший рыночный сегмент. Этот переход произошел благодаря целенаправленным усилиям, направленным на отмежевание от других японских конкурентов, особенно на таком важном рынке, как американский. Однако одной из ее наиболее отличительных и противоречивых практик была устойчивость к быстрому и массовому выпуску по-настоящему убедительного аккумуляторного электромобиля (BEV), который мог бы конкурировать с лидерами рынка
Единственная полноценная попытка компании в этом направлении оказалась довольно скромной. Модель MX-30, выпускавшаяся в период с 2021 по 2023 год, имела небольшой запас хода – всего около 160 километров на одном заряде. К тому же, ее продавали исключительно в Калифорнии, и даже там продажи были, мягко говоря, не слишком заметными. Из дилерских центров по всему штату выехало чуть более 500 этих кроссоверов. Тем не менее, за последние годы бренд начал активнее сигнализировать о своем осознании реалий и неотвратимости перехода на электрическую энергию. Хотя и в рамках собственного, уникального подхода, о котором компания говорит как о многоуровневой стратегии

«Три или четыре года назад мы начали открыто говорить о нашей многоуровневой стратегии и заявили, что от 25% до 40% наших автомобилей будут электрифицированы в ближайшие годы», – сказал Джефф Гайтон, глобальный финансовый директор Mazda. Мы всегда подчеркивали, что здесь будет довольно широкий диапазон того, как именно мы достигнем этой доли. Это связано с тем, что темпы внедрения электромобилей существенно отличаются в зависимости от географии. Например, в регионах с развитой зарядной инфраструктурой и сильной государственной поддержкой электромобили набирают популярность быстрее, чем там, где инфраструктура еще на начальном этапе. Мы планируем оставаться максимально гибкими в этом диапазоне, адаптируясь к специфике каждого рынка. Но в то же время мы официально объявили, наш собственный электромобиль, разработанный «с нуля» специально для нас, появится на рынке в 2027 году. Очевидно, электромобили Mazda созданные вместе с китайскими партнерами для местного рынка не учитываются

Почему Mazda движется к электромобилям «в своем темпе»?
Отчасти «неторопливый» путь к созданию и выпуску полностью электрического автомобиля базируется на глубоко укоренившемся характере бренда. Mazda всегда видела себя как «бренд-соперник» (challenger brand) – смелого игрока, бросающего вызов устоявшимся правилам и традициям, как на своей родине, так и за рубежом. Компанию основали в Хиросиме в 1920 году. Важно помнить, этот город находится достаточно далеко от Токио. Токио является главным эпицентром японского автомобильного рынка, производства и деловой жизни страны. Хиросима же, к сожалению, подверглась широкому и разрушительному воздействию ужасов атомной бомбардировки в 1945 году. Последующие годы были посвящены невероятным усилиям по ее восстановлению. Эта история, безусловно, оставила глубокий след в философии компании
Давний и неизменный интерес Mazda к роторно-поршневому двигателю Ванкеля – компактному и потенциально эффективному, но известному своими проблемами с выбросами – является ярким символом этого уникального подхода, который отличает Mazda от большинства автопроизводителей. Так же, как и ее неизменная сосредоточенность на создании автомобилей с отличным, стильным, человекоцентричным дизайном. Именно эти качества, эти эмоции и уникальность, компания считает такими, которые могут быть утрачены под влиянием «обезличивающего» эффекта современных электрокаров (BEV)
«С появлением большого количества BEV дизайн автомобилей, к сожалению, становится похожим на дизайн одежды – единственное реальное различие между транспортными средствами заключается лишь в значке на вашем «лацкане», на эмблеме бренда. Такой тренд значительно усложняет выражение уникальности Mazda, которая всегда заключалась в идеальных пропорциях кузова и непревзойденной радости от управления», – пояснил Масаси Накаяма, главный глобальный дизайнер бренда. Он берет блокнот и рисует на нем стройного, обтекаемого дельфина, демонстрируя, как автомобили BEV стремятся к максимальной аэродинамической эффективности, принимая похожие формы. «В эпоху электромобилей каждый автомобиль становится таким – ради снижения сопротивления воздуха. Но когда дельфины охотятся», – он меняет рисунок, изображая дельфина, прыгающего из воды, – »они меняют форму, расправляют плавники и становятся невероятно динамичными. Это и есть «путь Mazda» – находить динамику и эмоции даже в условиях ограничений»

Главный ограничитель и постоянная борьба: война с массой
Однако ключевой и наиболее фундаментальный ограничитель прогресса Mazda на пути к созданию идеального электромобиля базируется на внутреннем, незыблемом различии между ней и многими ее конкурентами. «Mazda ненавидит массу», – сказал Хайтон, подчеркивая эту ключевую философию компании. «Когда я пошел работать в Ford, мы обычно оценивали ценность систем и компонентов, строя график зависимости между производительностью и стоимостью. Инженеры Mazda подходят к оценке компонентов иначе: они делят производительность на массу. Наш внутренний девиз – если мы сможем решить проблему массы, мы сможем решить все остальное»
Такая, можно сказать, мономаниакальная сосредоточенность на снижении массы может в значительной степени базироваться на историческом опыте – дефиците материалов, в условиях которого бренд разрабатывал свои первые четырёхколёсные автомобили. Это происходило в тяжелые времена после ядерного уничтожения родного города Хиросима. Такая «бережливость» и стремление к эффективности распространяется и на решения по силовым агрегатам. Это побуждает бренд сосредоточиться на достижении значительных, даже впечатляющих, улучшений эффективности своих бензиновых двигателей. Сначала это реализовали через инновационную систему SkyActiv, которая оптимизирует процесс сгорания. Затем – через внедрение мягкой гибридизации
«Япония в целом очень сознательно относится к использованию энергии», – объясняет Хайтон, – »ведь почти вся наша энергия импортируется из-за рубежа. И если Вы вынуждены импортировать всю свою энергию, Вас, естественно, больше всего интересует, насколько эффективно ее можно использовать, чтобы не терять ценные ресурсы. С нашей точки зрения, улучшение топливной эффективности бензинового двигателя на 30% – это так же хорошо и имеет такое же положительное влияние, как иметь 30% своего автопарка полностью электрическим»

«Роман» с Ванкелем: роторный двигатель как часть будущего
Кроме того, длительные и, кажется, неугасающие «романтические отношения» Mazda с роторным двигателем Ванкеля также являются одним из факторов, который подпитывает ее сдержанное отношение к полной электрификации. «У нас все еще есть отдельная команда R&D (исследования и разработки), полностью посвященная разработке роторных двигателей», – подтвердил Рюичи Умешита, главный глобальный технический директор бренда. Самое большое технологическое препятствие для успеха роторного двигателя, особенно на таком требовательном рынке, как США, – это высокий уровень вредных выбросов. Но теперь у нас есть хороший прогноз. Мы верим, что можем преодолеть эту проблему. Частично – благодаря разработке новых, более совершенных каталитических нейтрализаторов и внедрению технологий Skyactiv, которые лучше интегрируются с особенностями роторной конструкции
Одна из амбициозных целей бренда – использовать роторный двигатель нового поколения не как основной двигатель, а как бортовой генератор в последовательной гибридной установке. Такая силовая установка могла бы в полной мере воспользоваться преимуществами роторного двигателя – его невероятно компактным размером и малой массой. В то же время его работу ограничивали бы до наиболее эффективного диапазона оборотов (между 300 и 3000 об/мин) с минимальным уровнем выбросов. В таком режиме двигатель работал бы как тихий, эффективный «расширитель запаса хода», заряжая батарею

Однажды Джефф Гайтон даже высказал смелую идею – предположил возможность питания эффективного Ванкеля нового поколения углеродно-нейтральным биотопливом. Словно брак «фантастической» силовой установки и «фантастического» топлива может создать новую реальность и решить многие проблемы одновременно
Несмотря ни на что: электромобильный путь и адаптация к реалиям рынка
Между тем, учитывая растущие глобальные требования к электрификации, Mazda продолжит развивать свой электромобильный путь. При этом компания открыто признает ограничения своей рыночной позиции (будучи относительно небольшим игроком по сравнению с гигантами индустрии) и бюджета на исследования и разработки. «Mazda – очень маленький игрок на мировой арене», – сказал Умешита. Поэтому наша ключевая стратегия – разработать универсальную платформу. Она сможет вмещать батареи разного размера и типа со временем, позволяя нам гибко реагировать на потребности рынка и технологический прогресс

Он также четко знает, на какой сегмент компания нацелится со своим первым электромобилем большого запаса хода, разработанным специально для американского рынка. «Чтобы иметь лучшие шансы на успех на таком конкурентном рынке, нам нужно представить BEV в самой большой и популярной рыночной категории», – сказал Умешита. В нашем бизнесе в США, нашей главной «крепости», основная линейка автомобилей – это кроссовер CX-50. Мы имеем самую большую клиентскую базу именно для этого автомобиля. Он также отмечает, что этот автомобиль сейчас производится на заводе в Америке. Возможно, это спасет его от некоторых пошлин и тарифов, введенных нынешней администрацией США
Mazda надеется в полной мере воспользоваться преимуществами будущих разработок в технологии батарей. Они должны обеспечить большую эффективность и более высокую плотность накопления энергии. Учитывая такие ожидаемые изменения, компания верит, что сможет удовлетворить рыночные требования американских потребителей по запасу хода. При этом будет сохранена доступность автомобилей и соблюдены целевые показатели массы. «Наше предположение относительно минимального запаса хода для входа на рынок США – по крайней мере 500 километров», – сказал Умешита. Это базовая точка отсчета для американского рынка

Все это выглядит как вполне конкретный и окончательный прогресс к целям электрификации. Но прежде чем разговор завершится, Умешита снова возвращается к роторному двигателю. Он отмечает, недавний концепт-кар Iconic SP – концепт, который выглядит почти готовым к производству и призван продемонстрировать будущий язык дизайна спортивных автомобилей Mazda – разработан так, чтобы вмещать роторный двигатель. «Мы можем использовать роторный двигатель как генератор», – повторяет он. Но потом становится немного задумчивым, и в его голосе появляется нотка ностальгии или тоски по другому будущему. «Однако наша настоящая страсть не в этом – использовать его как генератор. Мы хотим управлять автомобилем именно с помощью роторного двигателя, чувствуя его работу»
Читать дальше
Похожие записиЧитать дальше
Последние новости, которые могут вас заинтересовать
-
Будущее легендарной Mazda Miata может быть электрическим!
Похоже, Mazda имеет план на случай полной электрификации автомобильного мира. Недавно опубликованный патент под простым названием «Электромобиль» демонстрирует чертеж автомобиля, удивительно напоминающего Miata, с уникальной компоновкой аккумуляторов в центральной части Нынешнее поколение Mazda Miata (MX-5), известное под индексом ND, с нами уже почти десять лет. Впервые представленное в 2014 году, оно прекрасно выдержало испытание временем, […]
29 April 2025 -
Во Франции появилась первая трасса, беспроводно заряжающая электромобили во время движения
На автомагистрали A10 во Франции открыли участок, где электромобили могут заряжаться прямо во время движения, без кабелей или остановок. Технология способна передавать до 300 кВт мощности, что почти равно скорости зарядки на новейших станциях Tesla Supercharger V4 (325 кВт) и даже превышает V3 (250 кВт) Проект называется Charge as you Drive — «заряжайся, пока едешь» […]
5 November 2025 -
Макс Ферстапен представил серийный прототип Honda 0 SUV перед Гран-при Японии
Японский автопроизводитель вывел на публику серийный вариант модели 0 SUV – первой в полностью электрической серии, построенной на специально разработанной платформе. За кроссовером в 2026 году должен появиться седан Honda 0 Saloon, ориентированный на глобальные рынки Обе модели будут построены на общей архитектуре – это позволит унифицировать производство и оптимизировать компоненты После дебюта концепта Honda […]
3 April 2025