Сегодня в автомобильном мире идет настоящая война, однако это уже не борьба за двигатели или батареи, а за программное обеспечение. Если раньше люди обращали внимание на мощность двигателя, комфорт салона и дизайн, то теперь в центре внимания стоит программный код. Именно он делает современные автомобили по-настоящему «умными». Но смогут ли традиционные автопроизводители адаптироваться к новым условиям?

Автомобиль будущего – не просто транспорт, а настоящий гаджет на колесах, который может постоянно совершенствоваться и адаптироваться к потребностям пользователя. Он автоматически обновляется через Интернет, предлагает новые функции, интегрируется со смартфоном, и даже может предсказывать Ваши предпочтения. Это большая революция в автомобильной промышленности, которая может изменить отрасль навсегда. Но далеко не все производители к ней готовы

Главная граница между современностью и архаичностью сегодня проходит через программное обеспечение. Именно оно делает авто от Rivian и Tesla такими технологичными, тогда как модели Toyota или Mazda на их фоне выглядят устаревшими. Программный код позволяет автомобилю получать важные обновления без посещения сервисного центра, автоматически подключаться к Вашему смартфону, а также самостоятельно диагностировать проблемы

Десять лет назад покупатели выбирали автомобили, ориентируясь на экономию топлива, безопасность и надежность. Сегодня же, кроме этого, важными стали вопросы программного обеспечения: как авто интегрируется с другими устройствами? Сможет ли оно обновляться и оставаться современным через несколько лет? Поддерживает ли оно функции автоматического управления?

К сожалению, далеко не все производители могут стать успешными в этой новой реальности
Многие компании до сих пор испытывают проблемы при переходе к программному обеспечению, сталкиваясь с задержками, проблемами качества и частыми сменами руководства

Бывший генеральный директор Volvo Джим Роуэн недавно отметил, что создание полностью интегрированного программного обеспечения – это очень сложное дело. «Только три компании в мире с этим справились – Tesla, Rivian и Volvo. Другие пока отстают. Это чрезвычайно сложно, но мы делаем все возможное, чтобы не отставать», – сказал он в интервью Autocar

Реальность такова, что в будущем любые проблемы с программным обеспечением могут стать для автопроизводителей фатальными. Теперь автомобиль не просто механическое устройство – это сложная компьютерная система, которая должна работать безупречно
Что такое программно-управляемый автомобиль?
Программно-управляемый автомобиль (англ. Software-defined vehicle или SDV) – это транспортное средство, в котором ключевые функции, такие как помощь водителю, мультимедиа или управление двигателем, управляются преимущественно программным обеспечением. Это позволяет легко добавлять новые возможности с помощью обновлений через Интернет

Современные автомобили имеют много электронных систем, однако далеко не все из них являются программно-управляемыми. Например, Toyota Camry 2007 года уже имела электронную систему курсовой устойчивости, однако это не делало ее «умной» в современном понимании. Настоящий программно-управляемый автомобиль – это платформа, где программный код управляет почти всеми функциями и может постоянно совершенствоваться
Автопроизводитель Rivian, который активно развивается в сфере электромобилей, определяет SDV как авто, все компоненты которого можно регулярно обновлять и модернизировать. «Это позволяет очень быстро менять характеристики автомобиля и добавлять новые функции», – объясняет Кайл Лобо, директор по электрической архитектуре компании

Tesla первой начала широко применять такой подход, самостоятельно разрабатывая как программное обеспечение, так и компоненты. Это позволило компании Илона Маска создать полностью интегрированную экосистему, от мобильных приложений до сети зарядных станций. Китайские компании также активно развивают это направление, как и молодые стартапы вроде Rivian

Переход к новой архитектуре
Одним из важных изменений стало внедрение зональной архитектуры. Вместо десятков отдельных электронных блоков управления (ECU), которые отвечают за отдельные функции, теперь используется несколько зональных контроллеров, которые объединяют многие функции в единую сеть. Это позволяет уменьшить массу, количество проводов и повысить надежность авто

Например, в новых моделях Rivian вместо 17 отдельных блоков используется всего 7 зональных контроллеров. Такой подход заинтересовал крупных производителей, таких как Volkswagen, который заключил с Rivian партнерство для создания будущих моделей
Преимущества и риски программного контроля
Однако программно-управляемые автомобили имеют не только преимущества, но и определенные риски. Например, Tesla внедрила систему страхования, которая анализирует поведение водителя с помощью программного обеспечения. С одной стороны это позволяет снижать страховые тарифы для аккуратных водителей, а с другой – может вызвать вопросы о приватности пользователей

Также важный вопрос – долгосрочная поддержка программного обеспечения. Что произойдет, если компания перестанет поддерживать обновления вашего авто? Этот вопрос еще не решен окончательно, но он очень важен для будущего
Будущее автомобильной индустрии
Программное обеспечение кардинально меняет автомобильный рынок. Если традиционные автопроизводители не адаптируются, они рискуют потерять позиции в пользу новых технологических компаний. Но такие бренды, как General Motors, Volvo, Polestar и Toyota, уже заявили об активных планах развития программных технологий, стараясь не отстать от Tesla и Rivian

Теперь главный вопрос – смогут ли все эти компании привлечь к новой технологической реальности своих покупателей, обеспечив им удобство, безопасность и надежность?
Очевидно одно – мир автомобилей изменился навсегда, и программное обеспечение стало тем самым «ключом», который будет определять будущее отрасли

Читать дальше
Похожие записиЧитать дальше
Последние новости, которые могут вас заинтересовать
-
Stellantis угрожает остановить производство Vauxhall, Peugeot, Citroen в Великобритании
Британская автомобильная промышленность понесла серьезный удар во время Brexit и может потерять еще два завода по производству автомобилей, если страна не ослабит регулирование и продажи электромобилей не вырастут Проблема чрезмерных государственных квот По словам управляющего директора Stellantis в Великобритании Марии Грации Давино, компания сталкивается с чрезмерными государственными квотами на продажу и минимальными стимулами по НДС, […]
27 June 2024 -
Hyundai готовится к производству электромобилей в Турции
Hyundai Motor Türkiye сделала значительный шаг в направлении укрепления своих производственных мощностей и усилий по устойчивому развитию, планируя производство электроавтомобилей в Турции. Этот шаг подкрепляет стремление компании уменьшить свой углеродный след, одновременно поддерживая местную экономику и глобальный переход к экологической мобильности Hyundai Motor Türkiye начинает подготовку к производству электроавтомобилей, планируя начать производство в 2026 году […]
4 March 2025 -
Батареи подешевели на 20% – это самое большое снижение с 2017 года!
Электромобили становятся ближе к массовому покупателю, ведь цены на литий-ионные батареи в 2024 году упали на рекордные 20% – это самое большое снижение с 2017 года, сообщает Международное энергетическое агентство (IEA) Рост конкуренции, увеличение объемов производства и всплеск спроса на электромобили создали идеальные условия для такого падения цен. В частности, цены на литий, ключевой компонент […]
2 June 2025