Позитивный прирост количества электромобилей на дорогах увеличивает заинтересованность в этом сегменте среди населения. К концу 2023 года в Украине зарегистрировано почти 90.000 электрокаров. Но несмотря на это, многие задаются вопросом по поводу эффективности их использования зимой
Использование электромобиля при низких температурах немного отличается от использования при плюсовых и имеет ряд особенностей, о которых мы сегодня вам расскажем
Начнем с географии. В Украине температура зимой нечасто опускается ниже -15–20°С, и то ненадолго. А вот лидер по развитию электромобильности в мире – Норвегия – имеет большой опыт эксплуатации электромобилей в суровых климатических условиях. В этой стране длительное время температура держится на уровне -20°С, а в некоторых регионах опускается и до -40°С. В то же время Норвегия входит в пятерку стран с наибольшим количеством электрокаров: на 5,5 миллионов человек приходится почти 700 тыс. электромобилей. То есть холодная зима никак не мешает норвежцам использовать все преимущества электротранспорта
Почему электромобиль теряет запас хода зимой?
Комфортным для работы аккумуляторной батареи считается температурный диапазон от -5°С до +60°С. При более низких температурах электромобиль теряет от 10% до 40% запаса хода. Основные причины, которые на это влияют:
- В холодную погоду скорость химических реакций замедляется, что соответственно уменьшает емкость батареи
- Активное использование обогрева салона, подогрева сидений, стекла, руля.
- Манера вождения и сложность дорожных условий
- Место хранения авто. Паркование вашего электрокара – в теплом гараже, паркинге или на морозе – тоже играет важную роль
- Более медленная зарядка при низких температурах
Однако стоит отметить, что чересчур высокие температуры тоже способствуют более быстрой разрядке аккумуляторной батареи
Исследование автомобильных экспертов насчет влияния низких температур на запас хода электромобилей
Согласно исследованию American Automobile Association (ААА) при температурах ниже -7°С с включенными системами отопления и вентиляции электромобиль теряет 41% запаса хода. В эксперименте принимали участие 5 автомобилей разных марок: Chevrolet Bolt EV, Volkswagen e-Golf, Nissan Leaf, BMW i3s, Tesla Model S. Все авто показали практически одинаковый результат. Меньше всего электроэнергии потребляет освещение, стеклоочистители, аудиосистема. А вот система HVAC (Heating, Ventilation, and Air Conditioning, то есть отопление, вентиляция и кондиционирование) потребляет на отопление от 15% до 36% в зависимости от ее типа
Результаты тестов Норвежской автомобильной ассоциации отличаются от результатов ААА. Норвежцы определили, что потеря запаса хода в суровых условиях составляет 18%, но они не прогревали салон или батарею в тестовых авто перед началом движения
Норвежские эксперты провели грандиозный эксперимент, приморозив 5 электромобилей в специальных камерах до -40°С, чтобы проверить качество авто. Полностью тест прошли два из них. У оставшихся трех возникли проблемы, но они были связаны не с основными тяговыми батареями, а со свинцово-кислотным аккумулятором, который питает бортовое оборудование
Советы по эксплуатации электромобиля зимой
- Храните авто в теплом гараже или в закрытом помещении, паркинге. Батарея медленнее разряжается и быстрее заряжается, когда в помещении тепло
- Прогревайте салон авто во время зарядки от сети. Если авто заряжается, то обогрев использует энергию сети, а не батареи. Также, если есть такая возможность, используйте дистанционное включение обогрева с помощью приложения перед выходом из дома.
- Паркуйте ваш электромобиль днем на солнце, если есть такая возможность. Чем теплее аккумуляторная батарея, тем меньше она теряет емкости
- Не пользуйтесь быстрой зарядкой, когда ртутный столбик опускается ниже -20°С
- При значительных минусовых температурах используйте режим медленной зарядки
- Не оставляйте полностью разряженный электромобиль на морозе: это может стать причиной его выхода из строя. Для сохранения аккумуляторной батареи зимой ее емкость при стоянке должна быть не меньше 20%
- Если вы поехали по делам и поблизости есть зарядная станция, подключитесь к ней, пусть авто подзарядится даже при достаточном имеющемся запасе хода
- Некоторые авто оборудованы системой автоматического обогрева батареи, которая поддерживает ее в оптимальном температурном режиме, что позволяет уменьшить затраты энергии
- Перейдите в режим ЕСО, он лучше всего подходит для езды зимой. В таком режиме увеличивается запас хода и лучше сохраняется аккумуляторная батарея. Езда на небольших скоростях не только увеличит автономность, но и сделает ваше передвижение зимой более безопасным. Включите режим рекуперации энергии. Электромобиль будет замедлять свой ход без использования тормозов, что позволит сберечь до 10–15% заряда батареи. Кроме того, так авто стабильнее замедляется на скользкой дороге
- Рационально используйте систему обогрева салона. Можно поэкспериментировать с обогревом салона, чтобы выбрать оптимальный для себя. Например, если включить обогрев стекла и ног, а потом – только стекла, вам будет довольно комфортно в салоне
- Используйте специальные зимние шины для электрокаров. Низкое сопротивление качению увеличивает пробег электромобиля. Следите за давлением воздуха в шинах
Некоторые автопроизводители оснащают электромобили тепловым насосом, который обеспечивает обогрев салона без существенной потери емкости батареи. Такие модели лучше всего подходят для зимы
Опыт Норвегии и исследования известных экспертов по эксплуатации электромобилей в суровых условиях при низких температурах полностью развенчивают все мифы и избавляют от предубеждений против использования таких авто зимой
Современный электрокар – это эффективное средство перемещения зимой. Планируйте заранее свои поездки и зарядки. Рациональное использование электромобиля сделает ваши поездки удачными, экономными и комфортными
Читати далі
Схожі записиЧитати далі
Останні новини, що можуть вас зацікавити
-
Яким буде наступний Nissan Leaf?
Нещодавно друге покоління електричного хетчбеку зняли з виробництва. Яким може бути його послідовник? Коли Nissan Leaf дебютував у 2011 році, він став революційним. Це був один з перших доступних електромобілів, який сподобався споживачам у масовому масштабі. До кінця 2023 року компанія поставила понад 670 000 таких електромобілів по всьому світу, в тому числі понад 184 […]
6 Березня 2024 -
Volkswagen спалює мільярди на софт, що не працює?
Volkswagen давно мріяв стати не лише автовиробником, а й лідером у сфері автомобільного програмного забезпечення. Для цього у 2020 році було створено Cariad – софтверний підрозділ, який мав розробити власну операційну систему для всіх майбутніх моделей концерну. Але замість тріумфу, Cariad перетворився на справжню фінансову чорну діру У 2024 році компанія повідомила про операційні збитки […]
18 Березня 2025 -
Чи стане Skoda Epiq хітом?
Серійна версія компактного електричного кросовера від Skoda з’явиться у 2025 році і коштуватиме біля $27 000 Skoda планує випустити шість електромобілів до 2026 року, і найдоступнішим з них буде Epiq. Початок продажів заплановано на наступний рік, а стартова ціна складе 25 000 євро, або приблизно $27 000 за поточним курсом. Цей електромобіль позиціонується як “маленький, […]
18 Березня 2024